Альтернативные виды воинской службы. Общие сведения об альтернативной гражданской службе. Срок подачи заявления о направлении на АГС

Россия была первым государством в мире, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII веке.

«Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1, извлечение. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3, извлечение.

Основополагающие принципы

  • На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;
  • Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;
  • Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;
  • Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;
  • Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;
  • Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

Схема направления граждан на альтернативную службу

В настоящий момент прохождение АГС регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

  • Граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией;
  • К месту прохождения АГС гражданина направляет военный комиссар в соответствии с планом направления, утвержденном Федеральной службой по труду и занятости;
  • Граждане, избравшие АГС, могут быть заняты только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития;
  • Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.

Сроки прохождения

Срок АГС для граждан, направленных для её прохождения с 1 января 2008 года, составляет:

  • 21 месяц - для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ;
  • 18 месяцев - для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

История

После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией и Данией стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести в ХХ веке.

4 января 1919 года был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот документ стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы.

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов определяли, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться гражданин для выполнения своих обязанностей.

Однако два года спустя круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. В 1939 году, когда в Европе началась Вторая мировая война, альтернативная служба в СССР и вовсе была отменена.

Вопрос о восстановлении этого социального института вновь возник только после развала Советского Союза. В 1993 году в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской в соответствии с миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими или религиозными убеждениями.

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 -1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота - освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» - так назывались первые «альтернативщики» - формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» . Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава - «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми - жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба » (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых - Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

    если несение военной службы противоречит убеждени­ям или вероисповеданию гражданина;

    если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет тради­ционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

    выступления на заседании призывной комиссии граж­данина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;

    анализ документов, представленных гражданином;

    анализ дополнительных материалов, полученных при­зывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

    он нарушил срок или порядок подачи заявления;

    представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

    в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

    гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

    ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

    заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности

    тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

    препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

    явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

    явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. - один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 - в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) - это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

Каковы сроки альтернативной гражданской службы?

Законодательством РФ для граждан от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на военную службу, преду­смотрено право заменить ее альтернативной гражданской службой, то есть специфической трудовой деятельностью по определенным профессиям и должностям. Таких лиц по сравнению с количеством призывников, конечно, немного, но с каждым годом становится больше. И работодателям, к которым могут быть направлены «альтернативщики», нужно знать, как и на каком основании их принимать на работу, как увольнять и какие особенности при альтернативной службе должны соблюдаться. Об этом мы и расскажем в статье.

Oсновным регулирующим законом в данной области является Федеральный закон от 25.07.2002 № 113 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113 ФЗ). В нем дано такое определение: альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом нюансов, предусмотренных Законом № 113 ФЗ. Кроме этого, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, которым утвержден Порядок прохождения альтернативной гражданской службы (далее – Порядок).

У кого есть право на замену и на какую?

Решение о том, можно ли заменить призывнику военную службу на альтернативную, принимает призывная комиссия. Однозначно будет отказано гражданам, которые согласно ст. 3 Закона № 113 ФЗ:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу (например, не годны к ней по состоянию здоровья);
  • не подлежат призыву на военную службу (в частности, находятся под следствием или судимы);
  • имеют отсрочку от призыва (временно не годны по состоянию здоровья, воспитывают ребенка без матери и др.).

Законом № 113 ФЗ установлено лишь два случая, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной:

1. Если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

2. Когда он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

Что касается видов подходящих для «альтернативщиков» работ и профессий, среди них есть как рабочие специальности (грузчик, дворник, столяр и пр.), так и высококвалифицированные (врач, программист, юрист) – всего 104 специальности. При этом по сравнению с действующим ранее перечнем 22 специальности исключены.

Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение, утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.02.2017 № 152н.

Согласно ст. 4 Закона № 113 ФЗ организации, в которых граждане могут проходить альтернативную службу и которые перечислены в перечне, подведомственны федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, такие граждане могут занимать гражданские должности в организациях ВС РФ, других войсках и воинских формированиях.

Территориально граждане проходят альтернативную службу, как правило, за пределами своего субъекта РФ, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, – они направляются в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

К сведению:

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят «альтернативщик», и места прохождения такой службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина и потребность организаций в трудовых ресурсах. При этом нужно помнить, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (ч. 5, 6 ст. 4 Закона № 113 ФЗ).

Оформляем трудовой договор

В силу п. 39 Порядка по прибытии в организацию для прохождения альтернативной службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

  • предписание;
  • паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;
  • удостоверение и учетную карту;
  • проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
  • трудовую книжку, кроме случая, когда трудовой договор заключается впервые;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
  • документы об образовании и (или) квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
  • документы воинского учета.

В учетной карте гражданина работодатель должен сделать отметку о его прибытии в организацию (п. 50 Порядка).

В соответствии со ст. 59 ТК РФ, ст. 16 Закона № 113 ФЗ и Порядком с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной службы, заключается срочный трудовой договор. При этом днем начала работы будет день убытия к месту прохождения такой службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Срок действия договора равен сроку прохождения альтернативной службы, при службе в органах исполнительной власти он составляет 21 месяц. Причем в срок службы включается время нахождения гражданина в пути, подтвержденное проездными и другими документами.

На основании трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу. Кроме того, в трехдневный срок с момента заключения договора следует уведомить об этом орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, и военный комиссариат по месту прохождения службы (п. 50 Порядка).

Обратите внимание:

Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную службу, не устанавливается (п. 41 Порядка).

Как и всем сотрудникам, в трудовую книжку «альтернативщика» следует внести запись и заполнить его личную карточку.

Моментом окончания действия трудового договора будет день расторжения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.

Особенности прохождения службы

Как уже было отмечено, трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 113 ФЗ и Порядком. Особенности при приеме на работу мы рассмотрели, теперь рассмотрим нюансы осуществления альтернативной службы.

1. Обращения работников-«альтернативщиков». Согласно п. 42 Порядка работник, проходящий альтернативную службу, имеет право направлять обращения и жалобы по вопросам прохождения службы должностному лицу, определяемому руководителем органа исполнительной власти, которому подведомственна организация.

2. Рабочее время и время отдыха. В силу ст. 20 Закона № 113 ФЗ продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так, согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если гражданин, например, проходит альтернативную службу в медицинском учреждении и включен в медперсонал, продолжительность его рабочего времени за учетный период не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно (ст. 17 Закона № 113 ФЗ).

При этом в соответствии с п. 43 Порядка исполнение «альтернативщиком» трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной которому организации гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. В этом случае работодатель учитывает время исполнения гражданином трудовых обязанностей в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляется двое суток отдыха, причем, как правило, по окончании этих мероприятий.

Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, полагаются отпуска в порядке, установленном ТК РФ. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 № 261 (далее – Приказ № 261). По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы. Все сведения о предоставленных отпусках работодатель должен вносить в учетную карту гражданина, проходящего альтернативную службу.

Добавим, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть про­длен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, и при предоставлении работодателю документов, подтверждающих основания для продления отпуска (п. 54 Порядка).

3. Перевод. Пунктом 44 Порядка установлено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на перевод из одной организации в другую.

Решение о переводе «альтернативщика» из одной организации в другую с обоснованием необходимости такого перевода принимается Рострудом по представлению органа исполнительной власти, которому подведомственна первая организация. Роструд доводит решение о переводе до органов исполнительной власти, которым подведомственны эти организации, а те, в свою очередь, доводят решение до данных организаций.

На основании решения работодатель издает приказ о переводе, расторгает с работником трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями. Еще он уведомляет организацию, в которую направляется для дальнейшего прохождения службы, о сроке прибытия, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, военный комиссариат по новому месту прохождения службы и Роструд о переводе гражданина на новое место альтернативной службы.

Гражданину под расписку выдается предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы (форма этого документа утверждена Приказом № 261). Он обязан прибыть в организацию, в которую переводится, в срок, указанный в предписании.

Оформление на работу в другую организацию осуществляется по установленной для приема на работу процедуре, описанной выше. Что касается оплаты труда таких работников, она производится в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда (ч. 2 ст. 20 Закона № 113 ФЗ).

Гарантии и ограничения для «альтернативщиков»

Работникам, проходящим альтернативную службу, работодатель предоставляет гарантии в соответствии с законодательством. При этом в ст. 20 Закона № 113 ФЗ отдельно отмечено, что такие граждане подлежат:

  • обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечению специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иному материальному обеспечению. Оно осуществляется организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством РФ для соответствующего вида работ.

Установлены и специальные гарантии, в частности, работодатель должен:

  • бесплатно обеспечить общежитием граждан, проходящих альтернативную службу вне территории, где они постоянно проживают (ч. 3 ст. 20 Закона № 113 ФЗ);
  • приобретать проездные документы для проезда на новое место службы при переводе в другую организацию (п. 47 Порядка);
  • предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время) (ч. 6 ст. 19 Закона № 113 ФЗ);
  • организовать за свой счет доставку гроба с телом гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной гражданской службы, к месту погребения в сопровождении представителя работодателя (ч. 4 ст. 23 Закона № 113 ФЗ).

Лица, проходящие альтернативную службу, имеют и другие льготы и гарантии. Так, в силу ст. 19 Закона № 113 ФЗ:

  • время прохождения такой службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности;
  • время прохождения такой службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях;
  • за таким лицом сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на эту службу. При этом гражданин не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • за гражданином, работавшим до направления на альтернативную службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения со службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии – на другую равноценную работу в той же или, с согласия работника, другой организации;
  • за гражданином, направленным на альтернативную службу в период его обучения в образовательной организации, при увольнении со службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в ту образовательную организацию и на тот курс, где он обучался до направления на службу;
  • «альтернативщики» имеют право на охрану здоровья и медпомощь, которая оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения службы;
  • эти лица имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения службы, в связи с переводом на новое место службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной службы.

Отметим, что расходы, связанные с реализацией права на бесплатный проезд, а также расходы, связанные с доставкой к месту погребения гроба с телом (останками) гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной службы компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 05.10.2004 № 518.

При этом, в отличие от обычных сотрудников, для граждан, проходящих альтернативную службу, установлены некоторые ограничения. В силу п. 2 ст. 21 Закона № 113 ФЗ такие служащие не могут:

  • отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей;
  • занимать руководящие должности;
  • участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
  • совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
  • покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
  • прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
  • оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Особенности увольнения

Главной особенностью при увольнении является запрет на увольнение – как по собственному желанию «альтернативщика», так и по инициативе работодателя. Пунктом 56 Порядка и ст. 23 Закона № 113 ФЗ установлены специальные основания увольнения с альтернативной службы.

Решение о прекращении такой службы в связи с увольнением гражданина принимается должностным лицом на основании представления о прекращении альтернативной гражданской службы в связи с увольнением гражданина с нее и оформляется приказом. То есть работодатель направляет должностному лицу органа, которому подведомственна организация, в установленные сроки представление на работника с приложением предусмотренных в п. 59 Порядка документов. К основным документам, которые прилагаются к представлению во всех случаях увольнения, относятся:

  • служебная характеристика;
  • копия учетной карты;
  • копия трудовой книжки;
  • документы, подтверждающие периоды альтернативной службы, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством РФ (при наличии таких периодов).

В зависимости от основания увольнения к этим документам следует приложить дополнительные (основания и сроки увольнения, сроки подачи представления и перечень дополнительных документов см. в таблице).

Основание увольнения

Срок направления представления на увольнение

Срок увольнения

Дополнительные документы

Истечение срока службы

Не позднее чем за два месяца до истечения этого срока

Дата увольнения указывается в приказе должностного лица

Документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной службы

Признание работника негодным к альтернативной службе по медпоказаниям

Три дня с момента получения заключения военно-врачебной комиссии (ВВК)

Не позднее месяца со дня получения учреждением заключения ВВК

Заключение военно-врачебной комиссии

Избрание (назначение) работника в органы законодательной власти или депутатом

Незамедлительно

Со дня избрания (назначения) на соответствующую должность

Копия решения уполномоченного органа об избрании (назначении) гражданина в органы законодательной власти или копия извещения избирательной комиссии об избрании его депутатом

Вступление в законную силу приговора суда о назначении работнику наказания в виде лишения свободы

Три дня со дня получения уведомления суда

Со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда

Копия приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы

Досрочное увольнение*

Три дня со дня подачи работником заявления о досрочном увольнении

Не позднее месяца со дня подачи заявления

Заявление гражданина о досрочном увольнении со службы, копии документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного увольнения

* Под досрочным увольнением с альтернативной службы понимается наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями, переходом на службу в другие органы и др.).

Итак, приказ должностного лица о прекращении альтернативной службы в связи с увольнением гражданина должен быть издан в двухнедельный срок со дня получения представления к увольнению. Приказ доводится до работодателя в порядке, установленном органом исполнительной власти. В соответствии с приказом в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.

В течение трех рабочих дней работодатель обязан уведомить орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, о расторжении срочного трудового договора. В свою очередь, уведомленный орган исполнительной власти сообщает о расторжении данного договора с гражданином в Роструд.

Гражданин обязан в двухнедельный срок со дня увольнения явиться в военный комиссариат, направивший его на альтернативную службу, и сдать удостоверение и учетную карту.

* * *

Как видим, трудовая деятельность «альтернативщиков» имеет довольно много особенностей, прежде всего в части оснований увольнения, перевода и предоставления дополнительных гарантий. При этом работодатель обязан контролировать исполнение трудовых обязанностей такими работниками. Хотя уволить их по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом, не получится, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей граждане, проходящие альтернативную службу, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, они несут административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность по законодательству РФ – с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной службы (ст. 6, 22 Закона № 113 ФЗ).

1 -1

(кликните, чтобы открыть)

Более подробно о том, что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования, предъявляемые к ней мы поговорим далее в статье.

Однако, одного желания призывника недостаточно. Окончательное слово за призывной комиссией. Именно она может сделать заключение, на основании которого гражданину будет предписана альтернативная гражданская служба, условия и требования к которой установлены в ФЗ Об альтернативной гражданской службе.

Отметим, что в альтернативном случае у призывника нет возможности отсрочить или быть освобожденным от службы. Такое положение прописано в п. 3 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ (закон об альтернативной гражданской службе).

Альтернативная гражданская служба: условия и требования

Как и в случае с военной службой, все начинается с повестки, которой предшествует поданное заявление — прохождение альтернативной службы. Повестка о прохождении альтернативной службы должна включать некоторые пункты:

  1. место, где будет проходить альтернативная служба в армии;
  2. срок прибытия в военный комиссариат.

В указанный срок призывник должен явиться в военкомат и получить следующие документы:

  1. предписание для убытия к месту, где будет проходить альтернативная военная служба. Документ выдается под расписку от уполномоченного лица военкомата;
  2. удостоверение и учетную карточку служащего по альтернативной схеме.

Данные документы должны быть выданы в соответствии с:

  • п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 ;
  • ст. 13, 14 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ .

Срок альтернативной службы составляет от 18 до 21 месяца, в зависимости от того, где предпочитает служить призывник: в качестве гражданского персонала в воинской части либо в гражданском учреждении.

Кто имеет право на альтернативную службу? По закону — это лица, которые ввиду своих философских или религиозных убеждений не могут служить в действующей армии, а также представители народов Крайнего Севера, ведущие традиционное хозяйство.

Ст.2, Федеральный закон №113-ФЗ гласит, что:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Альтернативная гражданская служба: список профессий и места прохождения

Если призывник проживает в той же стране, где и призывается, то вариантов несколько. Он может проходить службу в больницах, учреждениях социальной защиты и других организациях, которые находятся в ведомстве федеральных органов исполнительной власти. Также есть возможность отдать долг родине в организации, находящейся в ведомстве органов исполнительной власти субъектов РФ. Третий вариант – вооруженные силы РФ и другие воинские формирования. В данном случае призывник будет выступать в роли гражданского персонала.

Интересно

Если гражданин РФ постоянно проживает за пределами страны, он также может пройти альтернативную службу. В данном случае он имеет право на проживание в общежитии, которое соответствует санитарным нормам и предоставляется бесплатно.

Интересующимся тем, что такое альтернативная гражданская служба, список профессий, на основании которых возможно прохождение альтернативной службы, можно легко найти в сети Интернет. Такой список разрабатывает Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Перед тем, как военный комиссариат вынесет решение о возможности причисления призывника к числу альтернативных служащих, она учитывает некоторые детали.

  1. К альтернативному призыву подлежат граждане, которые достигли 18 лет, но при этом не достигли 28 лет.
  2. Образование. В большинстве случаев, граждане со средним образованием направляются на воинскую службу. Если получено среднее специальное образование, это говорит о том, что лицо может уже работать, а значит и быть альтернативным призывником;
  3. Специальность и квалификация;
  4. Опыт работы. В основном, влияет на шансы занимать рабочее место на постоянной основе;
  5. Состояние здоровья. Трудовые инвалиды вполне могут рассчитывать на альтернативную службу;
  6. Семейное положение. Родитель двоих детей имеет шансы на альтернативные войска;
  7. Потребность работодателей в трудовых ресурсах.

Процедура проходит в несколько шагов:

  1. Заключение срочного трудового договора. В течение трех дней работодатель сообщит об этом военкомату и органу исполнительной власти, в ведомстве которой находится организация.
  2. Отметка в учетной карте о прибытии в компанию. Исполнительный срок исключен. Все особенности в соответствии с п. п. 40, 41 Постановления Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.
  3. Предоставление бесплатного общежития, социальной одежды и обуви, средств личной защиты – если необходимы для выполнения работ, связанных с профессией.

Отношения между работодателем и работником-призывником регламентируются Трудовым кодексом РФ. В том числе в вопросах оплаты. Заработную плату призывник получает, согласно утвержденным заработным платам организации с учетом налоговых и страховых вычетов. При этом за работником не сохраняется право на добровольное расторжение трудовых отношений по собственной инициативе.

У альтернативного служащего есть право на ежегодный отпуск в 28 календарных дней. В отдельных случаях, указанных в ст. 17 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ, возможен более длительный отпуск.

Альтернативная военная служба в РФ предусматривает и ряд ограничений. Так, например, при прохождении альтернативной службы жить вместе с теми, кто проходит воинскую службу запрещено.

Подпишитесь на свежие новости

Наверняка в нашей стране многие призывники не могут служить в армии. При этом, не просто из-за своего негативного отношения к армии, но и по другим причинам (к примеру вероисповедание не позволяет).

По этой причине в РФ предусмотрена альтернатива воинской службе, которая позволяет взамен армии осуществлять трудовую деятельность.

Но какие условия для этого? Кто может воспользоваться и что для этого необходимо?

Что это такое

Под определением альтернативная гражданская служба (далее АГС) подразумевается определенный вид трудовой деятельности, которая направлена на удовлетворение интересов не только государства, но и общества в целом.

Данный вид трудовой деятельности вправе полностью заменить службу в Вооруженных силах РФ по призыву.

Особенности

Более того, им также начисляется заработная плата, они имеют право воспользоваться положенным по Трудовому Кодексу РФ ежегодным отпуском.

Если говорить о трудовом распорядке, то он заключается в стандартной 40-часовой рабочей неделе.

Законодательная база

Определение АГС все-таки имеет отношение к воинской службе, поэтому в первую очередь его вопрос регулируется Конституцией РФ , в частности статьей 59. Данная статья предусматривает возможность замены воинской службы на АГС.

Если говорить о других законах , то это:

  1. Федеральный закон №113 “Об АГС”;
  2. Федеральный закон, который регулирует вопрос об условиях прохождения АГС.

Федеральный закон “Об АГС”

Данный Федеральный закон четко определяет категории граждан, которые имеют право заменить службу в армии на АГС.

На сегодня существует несколько таких категорий граждан , а именно:

  • граждане призывного возраста, для которых служба в армии противоречит моральным принципам, либо же его религии и вероисповеданию;
  • лица призывного возраста, которые относят себя к немногочисленному коренному народу, проживающих и осуществляющих для себя традиционный вид деятельности.

Здесь есть небольшой нюанс, если для второй категории можно отнести только небольшой процент юношей, то под 1-ю категорию попадает едва не каждый.

Если к примеру, подгруппу с вероисповеданием еще можно каким-либо образом подтвердить (к примеру, это могут доказать его единомышленники), то для 2-й подгруппы все намного сложней.

Согласитесь, мало кто сможет подтвердить, что у человека имеет принцип “не брать в руки автомат”. К примеру, один человек живет с таким убеждением всю жизнь, другой, только после того, как у него что-то в жизни произошло.

Кто и при каких условиях имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы

Если говорить о том, какие условия прохождения АГС, то следует обратиться к Федеральному закону, который регламентирует этот вопрос.

Федеральный закон об условиях прохождения АГС регулирует вопрос о том, кто имеет право воспользоваться этим вариантом прохождения воинской службы.

В частности этим могут воспользоваться :

  • лицо, претендующее на АГС должен быть в возрасте до 27 лет;
  • отсутствие медицинских противопоказаний для прохождения полноценной воинской службы;
  • возможность прохождения АГС имеют граждане, у которых имеется ;
  • после прохождения медицинской комиссии было принято решение о направлении призывника на АГС взамен полноценной воинской службы.

Такой альтернативой имеют право воспользоваться лица, которые:

  • имеют возраст от 18 до 27 лет;
  • не находятся в запасе;
  • предоставили в военный комиссариат соответствующее заявление.

В каких случаях нельзя воспользоваться данным правом

АГСом не имеют право воспользоваться такие граждане, которые:

  • не имеют никаких оснований для получения освобождения от прохождения воинской службы;
  • являются освобожденными по состоянию своего здоровья;
  • имеют на руках отсрочку от призыва.

Как правило, лица, которые воспользовались правом замены воинской службы, осуществляют свою трудовую деятельность за пределами региона своего проживания.

Где и в какие сроки проходят АГС

Гражданская трудовая деятельность взамен воинской службы может осуществляться на предприятиях, которые:

  • являются подведомственными федеральным органам самоуправления;
  • являются подведомственными непосредственно исполнительным властям субъектов РФ;
  • находятся в подчинении у Министерства обороны, и при этом на них допускается трудовая детальность гражданских лиц.

При этом необходимо брать во внимание тот факт, что период АГС более продолжительный. На сегодняшний день по АГС необходимо отработать порядка 21 месяца .

Но есть небольшой нюанс: при выборе АГС на предприятиях Министерства обороны, продолжительность составляет 1,5 года.

Порядок замены службы в армии

Для того, чтобы воспользоваться альтернативой воинской службой по призыву, необходимо выполнить следующие шаги.

Предоставление заявления

Стоит учесть, что соответствующий документ необходимо предоставлять по месту проживания призывника в такие сроки:

  • до 1 апреля включительно – тем категориям призывников, которые могут быть призваны на службу в период осеннего призыва (октябрь-декабрь);
  • до 1 октября включительно – тем категориям призывников, которые могут быть призваны на воинскую службу в следующем году в весенний период (апрель-июнь).

Что касается самого заявления, то оно подается в произвольной форме и четких рамок в законодательстве не предусмотрены. Но при этом в документе в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, почему призывник не может проходить стандартную воинскую службу.

Если говорить о документах , которые прикладываются к самому заявлению, то их не так много:

  • автобиография либо же характеристика с последнего места работы (если призывник осуществляет трудовую деятельность). Если призывник только закончил учебу, необходимо брать с образовательного учреждения;
  • копию ;
  • копию диплома об образовании.

Для того чтобы гарантировать положительное решение по этому вопросу, в заявлении необходимо указывать инициалы граждан и их контакты, чтобы они смогли подтвердить тот факт, что призывник не может служить. Простыми словами они докажут, что вера либо убеждение имеет месту быть.

После того, как весь перечень документов с заявлением поданы, военный комиссар обязан выдать призывнику справку, которая подтверждает факт принятия заявления.

Принятие решения

Написанное призывником заявление рассматривается исключительно на заседании призывной комиссии и в обязательном порядке в присутствии самого призывника. О том, когда именно необходимо явиться на комиссию, военкомат уведомляет стандартной повесткой.

Самому призывнику необходимо как можно тщательней подготовиться, поскольку ему предстоит приводить серьезные аргументы, почему ему нельзя служить.

Желательно на комиссии брать с собой тех лиц, которые могут подтвердить все слова призывника. Но нужно обращать внимание, что это не могут быть мама, папа и другие родственники.

После выслушивания аргументов, комиссия принимает решение о замене либо отказе в АГС.

Если говорить о сроках принятия решения , то это должно осуществиться не позже 1 календарного месяца с момента подачи соответствующего заявления.

Для тех призывников, которые призываются в осенний период, последний день принятия решения – 1 ноября.

Для тех призывников, которые призываются в весенний период, последний день принятия решения – 1 мая.

Возможные причины отказа

Действующим законодательством предусмотрены конкретные причины , по которым комиссия может принять отрицательное решение:

  • при подаче заявления были нарушены сами сроки подачи заявления (документ подан позже установленного законодательством срока);
  • предоставленная характеристика не соответствует аргументам призывника во время рассмотрения заявления;
  • призывник по каким-либо причинам не явился на комиссию дважды;
  • до этого призывник уже отказывался от возможности оформления альтернативы.

Стоит отметить, что имеются уважительные и неуважительные причины, по которым призывник мог не явиться на комиссию.

В свою очередь к уважительным причинам законодательство относит:

  • наличие заболевания, которое стало причиной утраты дееспособности;
  • наличие серьезного заболевания у его родителей, либо же смерть близкого родственника;
  • причины, которые не зависят от воли самого призывника (к примеру: ДТП).

Остальные же причины являются неуважительными, и комиссия сразу принимает отрицательное решение.

После того, как комиссия выслушала доводы призывника, она вправе принять решение:

  • позволить призывнику воспользоваться альтернативой и назначить медицинское обследование;
  • отказать в АГС и призвать его к срочной службе.

Основной перечень профессий и области трудовой деятельности

Законодательством предусмотрен перечень таких категорий и специальностей :

Компании, которые находятся в ведомственном подчинении :

  • региональные органы местного самоуправления;
  • Министерство юстиции и Министерство природных ресурсов;
  • Росагенства, занимающиеся вопросом боеприпасов и вооружения;
  • Министерство обороны и Министерство труда.

Если говорить по конкретным областям, где можно пройти АГС, то они являются следующими:

  • психологические диспансеры и другие учреждения здравоохранения;
  • социальные дома для престарелых и лиц, у которых имеет ограниченные возможности;
  • объекты, которые используются не только для охраны, но и конвоирования преступников;
  • область строительства, культуры, а также образования;
  • различные военные учреждения, включая предприятия связи.

Льготы граждан на альтернативной гражданской службе

  • предоставление бесплатного проезда к месту своей трудовой деятельности по АГС (при этом любой вид транспорта за исключением такси);
  • получение ежегодного оплачиваемого отпуска согласно Трудовому Кодексу РФ;
  • бесплатный проезд по причине перевода на новое место работы, в том числе и проезд за счет государства домой после увольнения;
  • предоставление бесплатного жилья на время работы по программе АГС.

Стоит отметить, что остальные льготы для этих граждан полностью идентичны, как и для обычных граждан, которые работают. Простыми словами им предоставляется полный социальный пакет и при этом стаж работы записывается в трудовую книжку.

О правилах и условиях прохождения альтернативной гражданской службы смотрите в следующем видеосюжете: