Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия Логистика как фактор повышения конкурентоспособности статья

Манасова А.Э.
Алматы Менеджмент Университет, «Экономика и Сервис», Магистратура, 2 курс,
г.Алматы Научный руководитель: СадыковаГМ., д.т.н., профессор

В настоящей статье освещаются пути повышения конкурентоспособности транспортной компании. Для повышения конкурентоспособности транспортной компании очень важно фокусироваться организации грамотного оказания транспортных услуг в сочетании с продуманной ценовой политикой. В частности, компании необходимо внедрить в свою обычную деятельность специальное программное обеспечение, ориентированное на организацию логистических маршрутов и расчета транспортных издержек. Компании рекомендуется внедрение казахстанской логистической программы для оптимизации издержек и повышения конкурентоспособности.

Вопросы повышения конкурентоспособности транспортной компании на сегодняшний день обретают большое значение, ввиду расширения рынков сбыта продукции и повышения необходимости в транспортных услугах .

Проходя через производственные, сбытовые, транспортные звенья к конечному потребителя, материальный поток, подобно снежному кому, все увеличивается в стоимости. Последние исследования, которые проводились британским агентством Reuters в марте 2016 года, показали, что до 70% стоимости конечной продукции составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой, доставкой конечного продукта потребителю . Иными словами, логистические услуги составляют значительную часть себестоимости конечного продукта. Чтобы понизить себестоимость конечного продукта, компании -производители ищут возможности снижения стоимости логистических услуг, с одновременным сохранением их качества. На сегодняшний день в Республике Казахстан большинство компаний считают не выгодным иметь собственный транспортный отдел и штатных водителей, они предпочитают выносить транспортные услуги на аутсорсинг. Именно поэтому, в Республике Казахстан, по мнению авторитетного экономического издания «Капитал», в последнее время появилось так много транспортных компаний.

Ввиду высокого уровня конкуренции среди транспортных компаний, большое значение приобретает «отточенность механизма» оказания транспортных услуг клиентам. Настоящая статья раскрывает пути повышения конкурентоспособности услуг транспортной компании на примере ТОО «Ренус Интермодал Системе» (далее — Ренус Интермодал Системе). Ренус Интермодал Системе — довольно крупная логистическая компания на рынке Казахстана. Она предлагает все виды логистических услуг. Компания находится в городе Алматы, в микрорайоне Коктем-1.

Для повышения конкурентоспособности Ренус Интермодал Системе необходимо использовать следующие пути:

— организация наличия отлаженной учетно-информационной системы;

— сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;

— снижение транспортных расходов;

— сокращение затрат ручного труда и расходов на операции с грузом;

— проведение комплексного анализа расходов и доходов всех подразделений компании, а также участников логистической цепи;

— определение доли прибыли от различных логистических операций в общей прибыли компании . Итак, рассмотрим указанные пути повышения конкурентоспособности более подробно. Для любой

транспортной компании очень важно наличие отлаженной учетно-информационной системы, ввиду того, что учетно-контрольная система позволяет отслеживать основные потоки прибыли и затрат от обычной деятельности компании. В частности, многие логистические компании внедряют мощные аналитические учетные системы, построенные на базе Oracle, которые позволяют контролировать оборотный капитал логистической компании. А наличие свободного оборотного капитала и контроль над дебиторской задолженностью для транспортной компании тем более важны, ввиду того, что транспортная компания несет постоянные текущие затраты — на топливо, на оплату труда водителей, таможенные и иные сборы, оплату за аренду складов и прочие расходы. Отметим, что наличие хорошей учетно-контрольной системы позволит логистической компании оптимизировать свою деятельность и привлечь большее количество клиентов, за счет появившихся в результате оптимизации свободных ресурсов. По мнению британского The Gardian, грамотная аналитика в транспортной компании — это уже половина успеха её текущей деятельности . Среди казахстанских транспортных компаний грамотными аналитическими подходами в планировании своей деятельности выделяется АО «DAMU logistics» — одна из крупнейших логистических компаний Казахстана.

Второй путь оптимизации логистической цепи состоит в сокращении времени прохождения товаров в логистической цепи. Иными словами, чем меньший по времени период будет занимать прохождение товаров в логистической цепи, тем больший уровень прибыли получит логистическая компания. Потому что, во-первых, она привлечет большее количество клиентов, и во-вторых, она сократит переменные затраты на единицу логистических услуг. Оптимизация логистической цепи достигается с использованием программ-маршрутизаторов, которые помогают организовать наилучший маршрут провоза товаров. Например, существует программа управления логистикой «USU.kz». Программа была разработана казахстанскими программистами отечественной компании Prime Source. Она позволяет значительно оптимизировать деятельность логистической компании. В целом универсальные логистические программы предоставляют своим пользователям ряд существенных преимуществ в оптимизации деятельности:

— программа начинает учет транспортировок с формирования единой базы контрагентов. При этом пользователь программы в любой момент может получить данные о том или ином контрагенте. В более продвинутых версиях логистических программ, программы могут связываться с сетью интернет и в автоматическом режиме обновлять базы данных контрагентов. Например, программа SaaS — оптимизатор логистических маршрутов доставки делает именно так;

— софт для логистов в компании включает автоматизированную работу с заказчиками, иными логистами и курьерами компании. При этом, логистические программы как правило, позволяют в полной мере автоматизировать работу, так автоматизируется заявление на перевозку груза и заявка на транспортировку груза. Пионером в разработке логистических программ является Microsoft. Еще в 2011 году они представили обновленную версию логистической программы Microsoft Dynamics CRM, и с тех пор раз в 2-3 года её модернизируют. Последнее обновление программы вышло в 2015 году;

автоматизация технологического процесса и производства, информационное обеспечение, консолидация грузов по направлению следования — все это логистической компании создает специальная программа.

Таким образом, оптимизация деятельности транспортной компании через использование специальной программы является одним из путей повышения конкурентоспособности логистических услуг.

Снижение транспортных расходов также позволит компании повысить свою конкурентоспособность, ввиду того, что снижение транспортных расходов позволит логистической компании снизить себестоимость своих услуг, при этом сохранив их качество на приемлемо высоком уровне. Таким образом, указанные меры позволят значительно повысить конкурентоспособность логистической компании. Для снижения транспортных расходов следует отслеживать ценовую политику поставщиков, и отслеживать возможные перспективные направления доставки грузов. Кроме того, необходимо следить за таможенными изменениями в таможенном законодательстве стран, с которыми осуществляются логистические перевозки.

Так, по мнению тех же The Gardian, значительную часть стоимости логистических перевозок составляют именно таможенные сборы и пошлины. Если следить за изменением законодательства и по возможности оптимизировать логистические маршруты, то можно в значительной мере снизить стоимость логистических перевозок. Отметим, что снижение стоимости логистических перевозок возможно при организации перспективного планирования маршрутов и возможности получения скидки заранее. Так, казахстанская авиакомпания Scat сотрудничает со многими логистическими компаниями, предоставляя им скидки на логистические перевозки грузов авиатранспортом, если компании обращаются к данному перевозчику заранее и заключают с ним соответствующие договоры .

Сокращение затрат ручного труда и расходов на операции с грузом является также оптимальным способом повышения конкурентоспособности транспортной компании. Так, транспортная компания должна постараться построить свой маршрут таким образом, чтобы как можно меньше разгружать-загружать груз. С одной стороны, это обеспечит дополнительную целостность груза. А с другой стороны — позволит компании оптимизировать свои затраты человеческого труда.

Очень важно для транспортной компании проведение комплексного дью-дилидженса своих затрат и доходов, получающихся в ходе проведения логистических операций. Отметим, что дью-дилидженс в логистической компании может осуществляться как собственными силами компании, так и с привлечением специалистов. Проведение полного дью-дилидженса логистических услуг, позволит компании просчитать расходы и прибыль по каждой логистической операции. Необходимо в двух словах объяснить, что такое дью-дилидженс логистических операций. Дью-дилидженс логистических операций представляет собой обширный анализ каждой логистической операции — юридической составляющей (анализ договора), анализа затрат на операцию, поиска источников её оптимизации, и анализа прочих значимых факторов. Очень часто для дью-дилидженса логистических операций с их последующей оптимизацией транспортные компании приглашают консалтинговые агентства, такие как Delloitte, PWC и прочие.

Дью-дилидженс позволяет выявить на сколько затраты на логистическую операцию являются оправданными, и на сколько они являются значимыми для компании — клиента, можно ли их сократить, оптимизировать, или их следует оставить неизменными? Например, иногда можно оптимизировать некоторые затраты, перевозя одновременно груз, заказанный несколькими поставщиками. Процесс полного анализа прибылей или убытков от той или иной логистической операции, позволяет компании оценить операцию с новой стороны те затраты, которые она несет, и ту прибыль, которую в итоге она получает. Кроме того, благодаря такому анализу транспортная компания может пересмотреть свою ключевую стратегию деятельности и сделать транспортную компанию более привлекательной для клиентов.

Иногда для компании представляется целесообразным просчитать прибыль от той или иной логистической операции в общей структуре прибылей и убытков. Это связано во многом с тем, что иногда компании целесообразно отказаться от той или иной логистической операции, так как прибыль, которую она приносит несоизмерима с затратами на данную операцию. Для транспортной компании релевантными являются расходы на топливо и трудозатраты водителей компании. Если прибыль несоизмерима мала с общим уровнем затрат по операции, то от неё целесообразно отказаться. При этом, необходимо учитывать какую часть постоянных затрат транспортной компании покрывает прибыль от той или иной логистической операции .

Естественно, указанные пути оптимизации деятельности транспортной компании и повышения её конкурентоспособности не являются исчерпывающими. Большую роль в повышении конкурентоспособности транспортной компании играет также грамотный менеджмент в компании и продуманная реклама. Так, грамотное управление зиждется на ориентации руководства транспортной компании. Оно зависит от того, что руководство компании ставит во главу работы — ориентацию на прибыль, или ориентацию на качество транспортных услуг. Эффективный менеджмент включает также продуманную мотивацию сотрудников компании. Так, очень важно, чтобы в логистической компании работали грамотные профессиональные водители, которые исполняли свою работу с профессионализмом и ответственностью.

Не менее важным представляется и развитие конкурентоспособности транспортной компании, посредством размещения добросовестной рекламы. Очень важно, чтобы компания делала акцент на своих сильных сторонах, и давала в рекламе всю необходимую информацию о ценовой политике на транспортные услуги и о необходимом уровне страхования грузов клиентов.

Подведем итоги написания настоящей статьи.

Для повышения конкурентоспособности транспортной компании очень важно фокусироваться организации грамотного оказания транспортных услуг в сочетании с продуманной ценовой политикой. В частности, компании необходимо внедрить в свою обычную деятельность специальное программное обеспечение, ориентированное на организацию логистических маршрутов и расчета транспортных издержек. Компании рекомендуется внедрение казахстанской логистической программы «USU.kz», разработанной специально для казахстанского рынка. Нельзя также забывать и о проведении продуманной рекламы, и грамотном управлении транспортной компанией. Если компания ТОО «Ренус Интермодал Системе» внедрит указанные мероприятия, то её конкурентоспособность значительно повысится.

Российские отечественные предприятия при осуществлении своей коммерческой и производственной деятельности сталкиваются с рядом экономических и организационных проблем, от решения которых напрямую зависит существование хозяйствующего субъекта. Среди проблем, возникающих при функционировании отечественного предприятия, особенно остановлюсь на наличие конкуренции, неразрывно связанной с понятием рыночной экономики и оказывающей сильное влияние на развитие общества и рынка. Современные реалии толкают отечественные фирмы к поиску различных способов адаптации к быстро меняющимся условиям, борьбе с существующими негативными факторами как внешней, так и внутренней среды. Сложная экономическая ситуация, сложившиеся в результате санкционного давления на Россию и ответных мер правительства, заставляет отечественные фирмы надеяться, главным образом, на внутренние силы, что связано с рациональным расходованием и использованием собственных материальных и нематериальных ресурсов с опорой на высококвалифицированный персонал. Для выполнения подобной задачи, и как следствие достижение весомого конкурентного преимущества, все чаще на национальных предприятиях используется логистика, хорошо зарекомендовавшая себя в международной практике. Сущность логистического подхода заключается в оптимизации и улучшении деятельности всех подразделений в неразрывной их связи, путем минимизации совокупных затрат и максимизации чистой прибыли предприятия. Необходимо подробно рассмотреть влияние внедрения логистики в деятельности хозяйствующего субъекта и повышения его конкурентоспособности.

В качестве своеобразного методологического инструментария, позволяющего детально изучить эту взаимосвязь, на мой взгляд, можно использовать фундаментальные принципы всеобщего управления качеством(TQM), изложенные в семействе международных стандартов ИСО 9000. Данный выбор обусловлен глубинной взаимосвязью общего менеджмента, менеджмента качества и логистической деятельности. Так, начиная с 80-х годов XX века, началось историческое сближение первых двух направлений управленческой деятельности. Появилась концепция менеджмента на основе качества(MBQ), что с одной стороны было связано с решением задач качества и возникшей вследствие этого потребностью создания адекватной организационной структуры, а с другой, необходимостью обеспечения требуемого уровня качества самой управленческой деятельности. Одновременно с этим логистика, представляющая собой часть общего менеджмента, также столкнулась с необходимостью стандартизации в области качества как протекаемых процессов, так и их результатов. Все это обусловило активное внедрение в логистическую деятельность указанных выше стандартов, которые с точки зрения изучаемой мною проблемы можно рассматривать как методологическую базу конкурентоспособности предприятия. Таким образом, логистическая система современного предприятия должна функционировать с учетом международных стандартов качества в данной области. Итак, ниже представлены все восемь принципов менеджмента качества:

  1. ориентация на потребителя;
  2. лидерство руководителя;
  3. вовлечение работников;
  4. процессный подход;
  5. системный подход к менеджменту;
  6. постоянное улучшение;
  7. принятие решений, основанное на фактах;
  8. взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Первый и ключевой принцип менеджмента качества определяет зависимость любой организации от своих потребителей. Отсюда вытекает главная цель предприятия, заключающая в обеспечении наиболее полного выполнения всех требований клиентов и как следствие достижения их удовлетворения. Именно логистика выступает тем оптимальным инструментом, с помощью которого может быть достигнута эта цель. Как известно, цена продукции представляет собой один из самых важных элементов привлекательности ее для потенциального потребителя. Применение логистического подхода способствует заметному уменьшению стоимости готового продукта. И тут стоит обратить внимание на такой существенный компонент ценообразования любого товара как себестоимость. Решение задачи по ее минимизации позволит отечественному предприятию с одной стороны отчасти снизить стоимость продукции, а с другой повысить чистую прибыль, при всем этом обеспечивая высокий уровень конкурентоспособности бизнеса. Использование логистики позволяет сократить в первую очередь материальные запасы на 30-70%, по данным промышленной ассоциации США на 30-50% . Далее оптимизация запасов приводит к серьезному сокращению расходов, связанных с ними, куда включаются издержки на содержание запасов, управленческий и складской персонал, потери от порчи или кражи товаров. При этом ускоряется оборачиваемость капитала предприятия, снижаются совокупные издержки и себестоимость продукции. Однако, такой результат возможен лишь при условии обеспечения высокой степени согласованности всех участников логистических процессов. В этой связи стоит обратиться к следующим четырем принципам менеджмента качества, приведенным выше.

Еще одним из экономических эффектов применения логистического подхода служит значительное сокращение времени прохождения товаров по звеньям логистической цепи. При этом согласно некоторым исследованием свыше 95% времени оборота продукции приходится на логистические операции, а затраты собственно на производство 2-5% данного ресурса. Практика внедрения логистики показывает ее эффективность. В некоторых научных работах опубликованы конкретные данные о результативности нового подхода к товародвижению. По мнению специалистов, с использованием логистики достигается сокращение времени движения товара на 25-45%. Достигается возможность наиболее быстрого и своевременного удовлетворения потребителя. Повышается уровень сервиса, обретаются устойчивые экономические партнеры, что обеспечивает стабильное положение организации на рынке.

Однако система менеджмента качества не будет функционировать успешно, если она не будет внедрена на всех уровнях управления организацией. Именно руководитель обеспечивает единство цели и выбор направления деятельности организации, осуществляя интеграцию всех служб и подразделений. Этому лицу принадлежат также полномочия в области межфирменного сотрудничества и создания макрологистических систем. Но, безусловно, управленческое воздействие должно опираться и на ответные действия и со стороны персонала предприятия. Для осуществления на практике логистического подхода необходимо полное вовлечение всех сотрудников службы логистики в решение сложившихся проблем, реализация их потенциала. При этом для успешного внедрения логистического подхода необходимы достаточно квалифицированные и подготовленные кадры. В качестве объекта воздействия всей совокупности персонала организации можно рассматривать взаимосвязанные процессы, протекающие на всех этапах производственной и управленческой деятельности. Данное суждение основывается на процессном подходе, который заключается в управлении соответствующими ресурсами как процессами. Ну и наконец, эффективная организация многочисленных процессов на предприятии требует их взаимоувязки и интеграции путем управления ими как единой системой (системный подход). Так системная организация транспортной деятельности в условиях применения логистических методов приводит к снижению транспортных расходов, оптимизации маршрутов движения транспорта, согласованию графиков движения, минимизации холостых пробегов. Рационализация путей и графиков движения транспортных средств также представляется как еще одно конкурентное преимущество, обеспечивающее успешное выполнение задач организации. Осуществляется «позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, даже если это может негативно отразиться на деятельности отдельных подразделений. В межфирменных связях аналогичный результат получают путем гармонизации интересов всех участников логистического процесса, добиваясь компенсации дополнительных затрат за счет получения внеотраслевого эффекта» .

Современное общество, по мнению ряда известных ученых и исследователей, таких как Д. Белл, У. Мартин, еще в конце прошлого века вступило в новую фазу развития - информационную. Роль информации и знаний в наши дни сложно переоценить. Интерес к информационным потокам и в логистической деятельности значительно увеличился. Ведь только обладая необходимыми знаниями и данными, можно принять оптимальное решение. При этом информация должна быть актуальной, доступной для понимания и истинной, что допускает лишь принятие решений, основанных на реальных фактах. Для обеспечения эффективного обмена данными между подразделениями предприятия и внутри логистической активно внедряются в деловую практику новейшие информационные системы передачи и обработки информации. Несмотря на затраты при внедрении, экономическая выгода от подобных систем очевидна и выражается в следующем:

В увеличении производительности в операционном менеджменте;

В повышении способности к глубокой интеграции действий элементов логистической системы;

В сокращении операционных и административных затрат.

Также стоит упомянуть о необходимости непрерывного совершенствования как протекающих логистических процессов, так и управленческой деятельности в целом, в чем и заключается принцип постоянного улучшения. В концепции бережливой логистики предусматривается множественность субъектов совершенствования деятельности предприятия. Улучшение процесса может инициироваться кем угодно, включая их операторов. Само совершенствование протекает на постоянной основе, что обеспечивает рационализацию логистической деятельности. Все это выступает важнейшим конкурентным преимуществом хозяйствующего субъекта, выгодно позиционируя его среди конкурентов, в связи с достаточной уверенностью в будущей эффективности функционирования.

Как уже отмечалось выше, логистический подход на практике предусматривает активную интеграцию всех участников макрологистической системы. Важным аспектом в данном процессе выступает взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов. Выстраивание отношений между организацией и поставщиками должно быть сформировано как взаимовыгодное сотрудничество. При этом в теории логистики подобное сотрудничество рассматривается на долгосрочную перспективу, что позволяет создать стабильную систему обеспечения предприятия всеми необходимыми ресурсами, а потребителя, соответственно, готовой продукцией. Долгосрочное партнерство способствует обретению хорошей репутации его участников, повышению их конкурентоспособности.

Таким образом, внедрение и использование логистики является весомым фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности отечественного предприятия. Успешность логистических решений заключается в гармоничном взаимодействии всех участников логистической системы и рациональном использовании всей совокупности ресурсов организации. Происходит заметное снижение различных затрат и потерь в процессе товародвижения. Так на 30-70% уменьшаются запасы, достигается сокращение времени движения товара на 25-45% , оптимизируется транспортная деятельность, создаются предпосылки для дальнейшего интенсивного развития. Стоит отметить, что общий экономический результат от применения логистики на много превышает сумму эффектов от улучшения отдельных из перечисленных показателей. Данный результат становиться возможным благодаря синергетическому эффекту, возникающему вследствие интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую товаропроводящую систему. Неоспоримые преимущества использования на практике логистического подхода, которые полностью перекрывают издержки по внедрению данного способа организации материального потока, толкают отечественные предприятия на активное внедрение его в своей деятельности.


Библиографический список
  1. Абдуллаева Т. К. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Сельскохозяйственные машины и технологии. – 2011, № 1. C. – 45.
  2. Клименко Т. Модели управленческих компетенций в реализации стратегии повышения конкурентоспособности промышленности на принципах бережливой логистики // Логистика. – 2010, № 2. C. – 40.
  3. Бажин И.И. Логистический менеджмент: Компакт-учебник. – X.: Консум, 2005. – 440 с.
  4. Уваров С. А. Логистика: общая концепция теория и практика. - СПб.: «ИВЕСТ НП», 1996- С. 50.

Логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм. Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. Хозяйственная практика свидетельствуют о том, что определить количественные показатели влияния логистики на повышение конкурентоспособности фирм весьма сложно. Иногда это удаётся сделать лишь при соблюдении следующих условий:

При наличии хорошо отлаженной учётно-информационной системы;

При проведении комплексного анализа доходов и расходов всех структурных подразделений фирмы и всех участков логистической цепи, основанного на единой методологии исчисления издержек;

При условии определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

У фирм, принявших логистическую концепцию, наблюдается улучшение показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу (инвестированный капитал делят на основной и оборотный):

стоимость элементов логистической системы (транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, склады), если они принадлежат фирме, является частью ее основного капитала.

логистические операции и решения самым тесным образом связаны с различного рода запасами, счетами дебиторов и наличностью, представляющими собой не что иное, как оборотный капитал.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис).

Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто 50% и более оборотного капитала фирм приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.

Аренда многими фирмами транспортных средств, складов и других элементов логистической системы превращает их для арендатора из основного капитала в текущие расходы, что нужно учитывать в логистической деятельности.

В настоящее время при рассмотрении вопросов о конкурентоспособности фирм исходят из 2 положений:

Производство по минимальным издержкам уже не является единственной целью производителя;

Ценовая конкуренция перестала быть единственной формой конкурентной борьбы.

Поэтому концепция конкурентоспособности фирмы предусматривает получение конкурентного преимущества путём дифференциации общего предложения компании за счёт повышения качества и расширения масштабов предлагаемых клиенту логистических услуг.

Механизм повышения конкурентоспособности фирмы на основе логистики: Характерна рыночная ситуация, когда: в рамках конкретной отрасли изделия или услуги отличаются высокой степени сопоставимости; изделия широко известны широкому кругу потенциальных покупателей; продажная цена изделий носит фиксированный характер.

Правила конкуренции:

а) задаётся максимальный уровень цены;

б) издержки производства у различных производителей не одинаковы;

в) издержки производства зависят от накопленного опыта.

Компании стремятся повысить производительность логистической деятельности в целях сокращения издержек и повышения конкурентоспособности. Прибегают к рационализации логистической деятельности, но уровень логистической услуги сохраняется прежним. Через определённое время, получив прибыль от рационализации логистической деятельности, руководство компании осознает, что подобную рационализацию становится осуществлять сложнее и компания ищет другие пути.

Нововведения связаны с уровнем услуги, сопутствующей товару, а также с заменой товара услугой. Происходит дифференциация. Дифференцировать предложение логистика может посредством перехода от еженедельных к ежедневным поставкам или путём расширения логистической деятельности при переходе от производства товара (автомобили) к содержанию или эксплуатации парка автомобилей.

Если на первом этапе критерием были цены товаров при одинаковом их качестве, то на втором этапе - качество логистических услуг. С течением времени процесс внедрения нововведений постепенно распространяется на все компании данной отрасли и наступает третий этап.

Восстановление исходной ситуации, но на иной основе. В результате приоритетное значение вновь приобретает снижение издержек, но уже применительно ко всем предлагаемым компанией товарам и услугам. В реальности ни один из этапов не приводит к стабилизации ситуации на длительный период. Погоня за конкурентоспособностью ведет к постоянному внедрению нововведений, что заставляет постоянно переосмысливать структуру предложения товаров.

потоки жизни

логистика - важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации

По оценкам специалистов, в США с начала 80-х годов в ежегодном общем увеличении производительности труда (5-6%) половина

Достигается за счет распространения логистической концепции.

Зарубежная практика свидетельствует: логистика позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы по сравнению с другими производственно-экономическими системами. Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур

Исключительно актуальна. Проведенный анализ существующих в

российской экономической науке концепций логистики, показывает, что они в значительной степени отражают различные эволюционные этапы ее развития, исторически обновленной под _влиянием новых объективных процессов в мировой экономике.

Впервой из конкурирующих концепций, зародившихся на Западе в середине ХХ века, и которая нашла у нас сторонников, в основном, из числа бывших специалистов «снабженцев», обнаруживается стремление отождествить логистику с современными формами материально-технического обеспечения производственной и других видов деятельности, а также сбыт продукции в условиях рыночной экономики. При этом предметом исследования становится организационно-экономические основы формирования материальных и товарных потоков, традиционно соответствующих этим подразделениям производственно-коммерческой деятельности «до» и «без» логистики. Не случайно все бывшие кафедры экономики и организации материально-технического снабжения либо превратились в кафедры логистики, либо вовсе исчезли. Указанная концепция является, на наш взгляд, малосодержательной и бесперспективной, поскольку, во-первых, ориентируется на улучшение локальных результатов деятельности отдельных звеньев, безотно-

Проценко О.Д.

проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, директоор Высшей школы«Институт менеджмента и маркетинга», главный редактор журнала «Российское предпринимательство», докт. экон. наук, профессор

Российское предпринимательство

сительно к конечному результату, уровню удовлетворения покупателей с минимальными издержками. Во-вторых, игнорирует современные достижения логистики в интегрированной производственной и материальной инфраструктуре. В-третьих, она способствует научной профанации логистической науки, придавая псевдоновизну тривиальным и устаревшим экономическим и организационным положениям, касающимся организации снабжения и сбыта, прикрываясь не всеми еще до конца осмысленным термином «логистика». Вторая концепция, продолжая считать главным объектом своего исследования материальные и товарные потоки, делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическую оптимизацию всей совокупности этих потоков в рамках производственной и материальной инфраструктуры (снабжения, сбыта, транспорта, складского хозяйства, связи, информационного и финансового обеспечения и др.). Эта концепция является более прогрессивной, поскольку отражает новый этап эволюции всех составляющих производственной (материальной) инфраструктуры к логистической идее. Здесь объективные предпосылки актуальности и целесообразности логистического подхода выступают как следствия глобальных интеграционных тенденций в мировой экономике и постепенной переориентации на рынок потребителей.

Начиная с 60-х годов прошлого века практически во всех экономически развитых странах сбыт, как содержательная часть производственной инфраструктуры и организующий центр транспортных, информационных и финансовых потоков, становится функцией единой службы. Он реализует сквозные функции управления и регулирования (распределения) материальных потоков на фирмах-производителях, начиная с поступления материалов на склад до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяются управления такими ранее независимыми процессами, как снабженческо-заготовитель-ные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-

логистика

Объективные

Предпосылки

Актуальности и

^целесообразности

Логистического

Выступают как

Следствия

глобальных

Интеграционных

Тенденций в

мировой экономике

И постепенной

переориентации на рынок потребителей

экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочие виды деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы. Так эмпирически складывались организационные службы логистики, которая согласно второй концепции может трактоваться как научная организация управления инфраструктурными потоковыми процессами путем их интеграции и рационализации (оптимизации) с целью более полного и своевременного обеспечения производства фирмы и реализации выпускаемой продукции с наименьшими издержками. Определенным, я бы сказал, временным недостатком этой концепции, является исключение из состава материальных и товарных потоков, подлежащих интеграции и оптимизации общему критерию, самого производства. А ведь именно здесь единый материальный поток подвергается наиболее глубокому преобразованию, цель которого создание потенциальной потребительской стоимости. Ограниченность такого подхода в значительной степени связана с еще достаточно распространенной сбытовой концепцией маркетинга, согласно которой материальное производство пока остается наиболее приоритетной и доминирующей стадией воспроизводственного процесса, на которую работают все другие инфраструктурные звенья, а, следовательно, и зависят от его требований. Однако на рынке главное не произвести, а сбыть, найти свою нишу и удовлетворять выявленную потребность в товарах или услугах. Поэтому корпорации, стремящиеся к успеху, поняли, что должны переходить к полной переориентации на рынок потребителя, учитывать его потребности и нужды. Ключом к успеху как раз и служит «сквозная» рационализация всей совокупности материальных и товарных потоков с позиций единого целого. При этом непринципиально осуществляется ли движение и преобразование этих потоков в границах одной фирмы-собственника, либо силами нескольких сопряженных экономически и юридически независимых про-

изводственно-коммерческих субъектов, но являющихся, по сути, звеньями единого воспроизводственного процесса. Этот поток включает в себя все стадии создания, распределения и потребления конечного продукта. Логистика приобретает особую актуальность при проектировании и создании соответственно микро-мета и макро-логистических систем в условиях делегирования управления и отдельных функций в современных стратегиях развития компании.

Очевидно, что при таком методологическом подходе несколько архаичным выглядит классификация (деление) логистики на заготовительную, производственную, транспортную, складскую, распределительную и другие виды. Такое «дробление» имеет смысл лишь при условии, что они являются звеньями основной цепи - общего охвата и оптимизации потоковых процессов. При подходе «условного деления» в содержание предмета логистики входит оптимальная организация самих потоков, в результате которой устанавливаются границы структурно-функциональных подразделений, например, степень целесообразности покупки, производства, складирования, транспортиров ки различными видами транспорта сырья ко плектующих изделий, оборудования. Кроме того, появляется возможность решения целого ряда специфических, локальных логистических задач внутри этих подразделений, в том числе, по подготовке к реализации опт мальных решений распорядительного логи тического центра. Практика показывает, что необходимо четкое определение и размежевание границ и задач, которые решает логистика производства, снабжения, транспортная и складская логистика, информационная и финансовая логистика от традиционной научно-практической деятельности в области экономики и организации соответствующих подразделений. В противном случае логистика попросту претендует на замещение этих прикладных экономических наук. Все ранее рассмотренные концепции, тем не менее, органически связывают теорию, методоло-

на рынке главное не произвести, а сбыть, найти свою нишу и удовлетворять выявленную потребность в товарах или услугах

каждая из сфер экономической

деятельности имеет свои логистические

Цели, сети и

проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих

специфических задач

гию, объект и предмет логистики с определенными видами деятельности, ограниченной материальными, товарными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками. Мы разделяем новые современные концепции развития логистики как научной организации управления любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческой деятельности, имеющими пространственно-временную последовательность: в военных операциях, медицине, банковской деятельности, здравоохранении, юриспруденции и др. путем их рациона-зации (оптимизации) ради улучшения конечных результатов этих видов деятельности. Каждая из сфер экономической деятельности имеет свои логистические цели, сети, проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих специфических задач. В этих направлениях одно из ведущих мест, бесспорно, принадлежит транспортной логистике. Приращение новых научных подходов требует теоретического осмысливания прорывных логистических форм и методов, применительно для пространственно-временных потоковых процессов в различных видах деятельности, что, безусловно, взаимно обогатит логистический арсенал.

Что измерено, то управляемо. Эта фраза -ключ к пониманию огромного значения логистики для капитала современной корпорации. В своих практических семинарах для менеджеров для лучшего понимания многогранных функций логистики, я, обычно, привожу цитату из Льюиса Кэролла:

Не могли бы Вы мне подсказать, какой дорогой я должна идти, чтобы выйти отсюда? -спросила Алиса.

Это зависит от того, куда бы Вы хотели попасть, - ответил кот.

Я не знаю, - сказала Алиса.

Тогда не имеет значения, в какую сторону идти. Сегодня, в век жесткой конкуренции при определении эффективности предприятия на первое место выходит проблема удовлетворения потребностей клиента. Для этого необходимо измерять выполнение логистических опера-

ций, чтобы точно знать какую пользу она приносит клиентам. Например, если компания, осуществляя поставки, не обеспечивает их своевременности и не интересуется реакцией клиентов, то она вряд ли увеличит число заказов. Если для клиентов точность и скорость поставок важнее цены, то они обратятся к другому поставщику.

Без информации о том, насколько успешно идет ежедневное сражение за клиентов, компания не может сделать правильный выбор направления развития. Менеджеры по логистике должны сосредоточить внимание не только на измерениях внутри фирмы, но и учитывать внешние факторы, которые, суммируясь, удовлетворяют потребности клиентов. Существует прямая взаимозависимость между измерениями логистики и эффективностью выполненных работ. Таким образом, эффективные меры измерения параметров материально-технического обеспечения становятся ключом к деловому успеху. Они являются важным способом выявления стратегии компании, если сфокусировать внимание на показателях развития. Именно эти показатели полностью отслеживают процессы поиска и приобретения, а также выполнение заказа в показателях времени, стоимости и качества. Эффективность выполнения работ должна определяться исходя именно из этих показателей. Информационные технологии, которые быстро становятся мощным инструментом для измерения эффективности логистических мероприятий, способны дать объективную оценку затрат на материально-техническое обеспечение и выполнение работ. Это поможет компаниям прекратить обслуживание нерентабельных клиентов. Зная, какие особенности представляемых товаров и услуг привлекают клиентов, и обслуживание кого-то из них приносит прибыль, руководство компании может сфокусировать внимание на выигрышных позициях, тем самым, повышая свою конкурентоспособность.

без информации о том, насколько успешно идет ежедневное сражение за клиентов, компания не может сделать правильный выбор направления развития

Страница 14 из 26

Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности

Уже отмечалось, что в общем смысле источником экономического эффекта и повышения конкурентоспособности фирмы является сокращение объемов различного рода запасов и умень­шение времени цикла экономической деятельности. Этим не только уменьшаются объемы капи­тала, омертвленного в виде запасов, но и повышаются темпы оборачиваемости капиталов, что увеличивает прибыль за тот или иной период времени. Таким путем можно также достичь и каче­ственного скачкообразного увеличения объема получаемой прибыли. Это объясняется тем, что сокращение сроков выявления потребностей или удовлетворения заказов позволяет резко расши­рить круг привлекаемой клиентуры, занять новые рынки, а затем диктовать свою ценовую и техническую политику.

Количественный эффект от применения логистики может быть оценен в рамках категории экономических компромиссов. Эти компромиссы имеют место при согласовании интересов отдельных функциональных подразделений. Такие компромиссы следует рассматривать как способ повышения общей прибыли фирмы. Принято разделять логистические решения в области экономических компромиссов, касающиеся проблем поставки, производства и распределения, на три уровня: стратегический , организационный и оперативный .

Стратегические логистические решения принимаются на длительный срок. Этот срок обычно превышает три года. Примером такого рода решений является выбор поставщиков. Характер отношений с поставщиками обычно оформляется и закрепляется соответствующими договорами. Договора же на поставку с солидными контрагентами целесообразно заключать на длительный срок.

Организационные логистические решения принимаются на срок от одного до трех лет. Ими определяются организация производственного процесса и рыночных отношений производителя с поставщиками и потребителями. Примером организационных логистических решений являются выбор способа отгрузки, вида транспорта и уровня сервисного обслуживания потребителей.

Оперативные логистические решения действуют и должны быть реализованы в течение короткого срока, не превышающего одного года. Примером оперативных логистических решений может служить выбор размеров партии разовой поставки, маршрута следования, сроков выпол­нения поставок, способов идентификации тары и т.п.

Пример расчета объема поставки качественно иллюстрируется графиками, приведенными на рис. 16.

Рис. 16. Зависимость затрат от разового объема поставки

На горизонтальной оси этого графика откладывается величина партии поставки V (Volume), а на вертикальной оси – соответствующие затраты Е (Expenditure).

Очевидно, что затраты на хранение можно принять прямо пропорциональными размеру партии поставок, что на рис. 16 изображается прямой б .

Затраты на транспортировку транспортной единицы, наоборот, падают с ростом размера партии поставок, что на рис. 16 изображается кривой в .

Общие затраты на транспортировку и хранение определяются суммированием ординат графи­ков б и в . На этом рисунке общие затраты изображаются кривой а, полученной указанным спосо­бом. Отметим, что абсцисса минимума этой кривой может и не совпадать с абсциссой точки пере­сечения прямой б с кривой в .

Расчет положения этого минимума для различных потоков даст возможность принимать обоснованные решения о целесообразном уровне запасов, создаваемых на пути движения этих материальных потоков.

Затраты на создание и поддержание материальных запасов , помимо омертвления капитала и расходов на содержание специальных складских помещений, включают в себя расходы на оплату специально обученного персонала и оплату риска порчи и хищения.

Известно, что запасы относятся к числу наиболее дорогих активов у многих (если не боль­шинства) фирм. Стоимость материальных запасов различного вида может достигать 40% от общей величины капитала, вложенного в фирму. Тем не менее при организации материальных потоков, независимо от способа управления ими, с использованием концепции логистики или без нее, создание материальных запасов является обязательным.

Если создание и поддержание материальных запасов требует непосредственных расходов, то отсутствие запасов приводит к косвенным расходам, которые в свое время проявятся в виде тех или иных потерь. Эти потери связаны, во-первых, с возможными задержками производственного процесса вследствие пиковых или непредвиденных нагрузок, во-вторых, создаются в результате возможного отсутствия на складе требуемого изделия при возникновении спроса на него и,
в-третьих, являются результатом переплачивания, происходящего вследствие того, что мелкие партии поставляемого сырья, материалов и комплектующих приходится покупать по мелкооп­товой, то есть более высокой цене. Таким образом, для материальных запасов в каждом матери­альном потоке и в каждой логистической цепи имеется свое экстремальное значение. Доведение допустимого значения этого экстремума до нуля (то есть работа без материальных запасов) возможно при использовании так называемого принципа «точно вовремя » (just in time). Реали­зация этого принципа при логистическом управлении возможна. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем.

Оценка повышения конкурентоспособности фирм в результате введения управления на базе принципов логистики требует калькуляции издержек и их связи с последствиями логистических решений. Напрямую это сделать трудно – так же трудно, как количественно оценить непосред­ственный эффект от установки множества телефонных аппаратов в офисе фирмы. Однако телефо­низация офисов является хотя и затратным, но современным и потенциально эффективным меро­приятием, на которое идут без каких бы то ни было сомнений.

Соображения, по которым оценивается влияние логистики на конкурентоспособность фирм, для разных товаров являются различными.

Так, для большей части продовольственных товаров эффективность и необходимость поставки того или иного вида продукции определяется в результате маркетинговых исследований. Вопросы оптимизации распределения и своевременность доставки товаров к потребителям успешно решаются в рамках концепции логистики, и ее применение оказывается оправданным.

Другим характерным видом продукции являются так называемые инвестиционные товары . Эти товары необходимы потребителю для выполнения таких его собственных новых проектов, как строительство, выпуск неповторяющихся сложных изделий (например, специальных объектов космической техники, создание собственных производств). В этих случаях первостепенным фактором в конкурентоспособности оказывается надежность доставки требуемой продукции требуемого качества в нужное место в согласованные сроки и в согласованном количестве.

Следующим видом продукции, требующим отдельного рассмотрения, являются товары длительного пользования . Как правило, подобные товары всегда имеются в каналах распреде­ления. Надежность поставки в обусловленные сроки не является здесь определяющим фактором. По этим же причинам не являются критическими величины запасов таких товаров. Поэтому маркетинговые исследования и их результаты не могут оказать решающего воздействия на конку­рентоспособность подобных товаров. Решающее значение здесь приобретает логистическое управление материальными потоками не на выходе, а на входе производственного процесса, а также по ходу этого производственного процесса. Таким образом достигается снижение производ­ственных издержек и снижение себестоимости производства.

Наконец, еще одним видом товаров, которые с точки зрения эффективности логистики должны рассматриваться отдельно, являются комплектующие для налаженного производства . Примерами такого рода являются промышленные компоненты, а также применяемые в строитель­стве отделочные материалы. Товары такого рода поставляются с целью удовлетворения специфи­ческих требований потребителей, поэтому затраты на их разработку могут оказаться достаточно высокими. Однако круг потребителей подобных товаров обычно бывает достаточно широким, а сами эти потребители в большинстве случаев являются постоянными и обеспечивают долговре­менный спрос. В данном случае превалирующее значение принимает такое свойство логисти­ческого управления, как обеспечение надежности поставок в нужном количестве в требуемое время.

Влияние тех или иных свойств логистического управления на конкурентоспособность при производстве и поставке различных видов продукции показано на рис. 17.

Рис. 17. Влияние логистики на повышение
конкурентоспособности различных товаров

Таким образом, логистика, как совокупность методов и средств, позволяющих рационально управлять материальными и связанными с ними информационными потоками, способна сама по себе повысить конкурентоспособность применяющей ее фирмы при наличии следующих четырех условий .

1. Потенциальные рынки товаров являются многочисленными.

2. Тенденцией, превалирующей на этих рынках, является снижение разнообразия номенкла­туры требующихся товаров.

3. Стратегия фирмы может быть быстро изменена радикальным образом.

Концепция логистики открывает для фирмы следующие пути повышения конкурентоспо­собности :

  • изменение сегментации рынка;
  • расширение круга клиентуры;
  • изменения в рыночных требованиях;
  • изменения ситуации в окружающей экономической среде;
  • снижение себестоимости производимой и поставляемой продукции;
  • повышение качества выпускаемой продукции и/или приведение его в соответствие с требо­ваниями потребителей;
  • возможность маневрирования в области технической, ценовой, закупочной и распреде­лительной политики.

Важно отметить, что в литературе обращается внимание на характерную особенность влияния использования логистики с целью повышения конкурентоспособности фирмы. Дело в том, что такое повышение конкурентоспособности не происходит мгновенно и не является разовым или однократным. Это повышение представляет собой растянутый во времени процесс, не обязательно являющийся монотонным, то есть повышение конкурентоспособности чередуется с ее снижением. Этот процесс проходит, как минимум, две стадии .

На первой стадии фирма, применяющая логистику, завоевывает новые позиции на рынке благодаря предложению новых услуг и повышению качества предлагаемой продукции и сопрово­ждающих ее услуг. Однако со временем и конкурирующие фирмы начинают предлагать то же самое, и этот фактор перестает действовать. Примеры такого рода весьма характерны и широко известны. Такова, например, история появления автомобилей различной окраски вместо традици­онного однотонного черного цвета или автомобилей со встроенным радиоприемником.

Поэтому наступает вторая стадия конкурентной борьбы, когда за счет применения логи­стики превалирующими факторами становятся снижение издержек производства и, соответственно, уменьшение себестоимости продукции.



Оглавление
Логистическая система управления ресурсами на предприятии.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Определение, основные понятия и задачи логистики
Исторические предпосылки и этапы развития логистики