Для чего нужен страховой полис осаго. Страховой полис осаго: что это такое и от чего защищает? Какие документы нужны для оспаривания отказа

Каждый водитель в России, хочется ему того, или нет, обязан раскошелиться на полис ОСАГО. Если разбирать по буквам, что это значит, получится «обязательное страхование автогражданской ответственности», в просторечии – «автогражданка».

ЧТО ТАКОЕ ОСАГО?

Гражданская ответственность в законодательстве трактуется как обязанность возместить причиненный ущерб потерпевшей стороне. Соответственно, автогражданская ответственность заключается в том, что вы как водитель, обязаны компенсировать любой вред, который вы можете нанести на дороге. Например, оплатить ремонт автомобиля, в который вы врезались, или заплатить за лечение пешехода, которого вы задели.

Раньше после дорожно-транспортного происшествия виновный и потерпевший были вынуждены сами разбираться с возмещением ущерба машине и здоровью людей, которые в ней находились. При этом обычным делом были конфликты, потому что каждая сторона, разумеется, имела собственное представление о размере справедливой компенсации. И далеко не всегда виновный располагал достаточными средствами, чтобы разом выплатить пострадавшему нужную сумму. Это создавало дополнительные сложности в урегулировании вопроса.

В 2003 году разрешение этих конфликтов в России перевели в цивилизованное русло. С 1-го июля 2003 года в соответствии с федеральным Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» все водители в обязательном порядке страхуют риск возникновения ответственности за причинение вреда. Благодаря этому ущерб, нанесенный ими чьему-либо имуществу или здоровью, по полису ОСАГО возмещает страховая компания.

Оценка ущерба производится независимыми специалистами. Это, конечно, не снимает всех вопросов и претензий, но позволяет рассчитывать на какую-никакую объективность.

По российскому законодательству владелец транспортного средства обязан застраховать свой автомобиль в течение пяти дней после оформления его в собственность. Без полиса ОСАГО автомобиль не будут регистрировать в ГИБДД, а управлять автомобилем без наличия полиса запрещено.

За появление на дороге без полиса ОСАГО с вас могут взять штраф от 500 до 800 рублей. Если же вы просто забыли заветный бланк дома, штраф составит 100 рублей. Это послабление объясняется просто: если произойдет какая-то неприятность, не имеет значения, где именно хранится полис – в «бардачке» вашей машины или в столе на работе. Главное, что страховая компания за вас расплатится.

КТО СТРАХУЕТ АВТОГРАЖДАНСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Во введении обязательного страхования автогражданской ответственности Россия – не исключение. ОСАГО практикуется во всех развитых странах. Это самый простой способ гарантировать возмещение ущерба, нанесенного пострадавшим в результате автомобильной аварии.
В России заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев могут только члены Российского союза автостраховщиков (РСА), и только при наличии соответствующей лицензии Федеральной службы страхового надзора. Эта организация гарантирует выплаты по страхованию ОСАГО, что бы ни произошло с вашей страховой компанией. Даже если страховая компания обанкротится, все ее клиенты получат положенные выплаты за счет специального фонда РСА.

ЧТО ДАЕТ ОСАГО?

Полис ОСАГО гарантирует: если вы стали виновником ДТП, то страховая компания возьмет на себя возмещение ущерба.

Определяя размер страховых выплат за ущерб, нанесенный имуществу пострадавших в ДТП, страховая компания берет в расчет средние цены, сложившиеся в том регионе, где произошло ДТП. Когда речь идет о поврежденном автомобиле, то из этой суммы вычитается износ запчастей.

Если рассчитывается возмещение вреда, причиненного вами здоровью других водителей и пешеходов, то учитывают расходы на лечение, уход за больным, размер утраченного заработка, и в самых трагических случаях – компенсацию в связи с потерей кормильца и расходы на погребение.

Получить страховое возмещение автогражданской ответственности – достаточно хлопотное дело. Прежде всего, необходимо правильно действовать при наступлении страхового случая. Вы должны вызывать на место, где произошло дорожно-транспортное происшествие, сотрудников ГИБДД, проследить, чтобы случившееся было подробно и правильно записано в справках и протоколах. Сознавая, как много времени и сил придется потратить, чтобы воспользоваться своим правом на возмещение убытков по ОСАГО, многие автомобилисты нередко игнорируют эту возможность, если нанесенный ущерб не слишком велик. С царапинами на бампере, битыми стеклами и зеркалами редко кто пойдет за выплатой страхового возмещения.

Но теперь даже небольшой ущерб можно будет компенсировать за счет автостраховки без особых трудностей. Правда, воспользоваться новой возможностью смогут лишь те, кто приобрел полис ОСАГО, начиная с 1 марта 2009 года. С этого дня вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, которые позволят получить возмещение без документов из ГИБДД, если размер убытков невелик (не более 25 тыс. рублей), участников ДТП только двое и ничье здоровье не пострадало. Нельзя обойтись без бумажек из ГИБДД, если в ДТП виновны оба участника. Нововведение не может не радовать водителей, но есть момент, о котором надо помнить. Если в ходе ремонта выяснится, что машина пострадала сильнее, чем показалось на первый взгляд, больше 25 тыс. рублей от страховой компании уже не получить.

Помните: обязательное страхование автогражданской ответственности имеет определенные пределы – «лимит ответственности». Страховая компания выплатит пострадавшему от действий ее клиента по полису ОСАГО не более 400 тыс. рублей. Причем, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, положено не более 160 тыс. рублей на одного человека, а максимальная выплата на возмещение вреда, причиненного имуществу, не превысит 120 тыс. рублей.

Так что если вас угораздило сильно помять, например, автомобиль представительского класса, страховых 120 тыс. рублей может и не хватить. То же самое касается ситуации, когда пострадало сразу несколько машин. Тогда недостающую сумму на ремонт придется доплатить из своих собственных средств. Для наиболее предусмотрительных на этот случай существует – ДСАГО – добровольное страхование автогражданской ответственности.

Страховка ОСАГО чаще всего вступает в силу с момента заключения договора, если у вас новый автомобиль, а если подержанный – на следующий день после того, как был заключен договор.

Стандартный срок действия договора ОСАГО – 1 год. Но можно вписать в страховой договор и меньший срок использования транспортного средства (минимум – три месяца). Полис при этом, разумеется, обойдется дешевле. Такой вариант актуален, например, для владельцев кабриолетов, которые в нашем климате можно использовать только в теплое время года, или для водителей, которые не ездят зимой. Меньше, чем на полгода страховку можно получить лишь на транзитный автомобиль, но с таким полисом не поставят на регистрационный учет в ГИБДД.

В период действия договора автострахования владелец полиса обязан сообщать в страховую компанию о смене владельца автомобиля. При этом договор ОСАГО досрочно расторгается, так как его условия учитывают конкретный автомобиль, а его больше нет в собственности владельца полиса. Бывают и другие поводы для досрочного расторжения договора.

КАК ОФОРМИТЬ ПОЛИС ОСАГО?

Заключить договор ОСАГО вы можете независимо от того, оформлен автомобиль в вашу собственность или нет. Формально необязательно даже иметь доверенность не управление автомобилем, но на практике большинство компаний требует приложить копию этого документа. Помимо этого, надо будет предъявить паспорт или заменяющий его документ, паспорт транспортного средства (ПТС) или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение. Договор страхования ОСАГО можно заключить и на автомобиль с временным свидетельством о регистрации. Как только будет выдано постоянное свидетельство о регистрации транспортного средства, надо будет как можно быстрее оповестить об этом страховую компанию.

Если в договоре указывается, что к управлению автомобилем допущены лишь определенные лица, надо приложить их паспорта и доверенность на управление транспортным средством. Нельзя сажать за руль застрахованного автомобиля водителя, который не фигурирует среди лиц, допущенных к управлению, перечисленных в страховом договоре. Если такой водитель окажется виновным в ДТП, не стоит и пытаться получить возмещение по автостраховке.

Иногда при оформлении полиса ОСАГО просят показать автомобиль. Это делается с целью профилактики мошенничества с автостраховкой. Водитель может с кем-нибудь сговориться и потребовать оплаты расходов на ремонт повреждения, которые он нанес еще до того, как заключил договор автострахования. Повышенную подозрительность страховщиков вызывают водители, которые управляют машиной по доверенности, так как по наблюдениям специалистов именно среди них чаще всего попадаются мошенники.

«Оформление одного полиса в среднем занимает 15–20 минут, но позаботиться об оформлении лучше заблаговременно, так как некоторые компании могут запросить проверку объекта страхования, а сам полис может начать действовать не ранее чем со дня, следующего за днем заключения страхового договора», – объясняет Екатерина Евланова, начальник управления автострахования страховой компании «МАКС».

СКОЛЬКО СТОИТ ПОЛИС ОСАГО? (СТОИМОСТЬ ОСАГО)

Стоимость ОСАГО зависит лишь от марки автомобиля и стажа, возраста и пола водителей. Дело в том, что условия страхования, размер выплат и тарифы ОСАГО в России устанавливаются постановлениями правительства, поэтому у всех страховых компаний они одинаковы. Однако для разных водителей и разных автомобилей стоимость полиса ОСАГО будет различаться.

«Расчет ОСАГО складывается из базового тарифа (в настоящее время для легковых автомобилей физических лиц это 1980 рублей) с учетом коэффициентов и периода, на который оформляется страховка».

Тарифы ОСАГО учитывают возраст и стаж водителя, марку и модель, тип кузова и КПП, год выпуска, объем и мощность двигателя, длину пробега автомобиля, количество лиц, допущенных к управлению, их пол, возраст и водительский стаж.

Кроме того, в расчет стоимости ОСАГО принимается и регион, в которым оформляется автостраховка. Чем выше аварийность на той или иной территории, тем чаще производятся выплаты по ОСАГО, а значит, уровень убыточности страховых компаний выше. К примеру, в Петербурге показатель убыточности страховщиков составляет около 40%, тогда как в Архангельской области он вдвое выше. Чтобы выровнять соотношение доходов и расходов страховых компаний, при расчете стоимости ОСАГО применяется региональный коэффициент. Чем он выше, тем полис дороже.

Еще один важный момент для расчетов ОСАГО: при оформлении полиса ОСАГО вас спросят о том, не были ли вы в предыдущем периоде страхования виновны в авариях? Страховой компании это нужно знать, чтобы при расчете стоимости полиса применить систему надбавок или скидок, которую называют коэффициентом «бонус-малус». Если вы ездите без аварий – эта система позволит вам сэкономить на автостраховке.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

Не забудьте, что полис ОСАГО обеспечивает своему владельцу возможность переложить на страховую компанию обязанность по выплате компенсации за ущерб, нанесенный им только на российских дорогах. В зарубежных путешествиях надо приобретать аналогичную автостраховку, но предназначенную для использования в других странах – Green Card («зеленая карта»). Без такой страховки въезд на территорию большинства стран Евросоюза запрещен. Наличие «зеленой карты» у водителя проверяют на таможне при выезде из России.

Green Card продают практически все крупные российские страховые компании, некоторые делают это прямо на границе.

Тарифы по международному ОСАГО – Green Card – рассчитываются по единым стандартам, поэтому у всех российских страховщиков одинаковые цены на эти полисы. Полис для легкового автомобиля с территорией покрытия на всю Европу на 15 дней будет стоить около 1300 рублей, а на год – в районе 12 тыс. рублей. Если не планируется выезжать за пределы бывших советских республик – Украины, Белоруссии и Молдавии, можно купить более дешевую автостраховку: приблизительно 440 рублей на 15 дней и 2 тыс. рублей на год.

Причинив ущерб, Вы будете освобождены от его возмещения, а расходы потерпевшему оплатит страховая компания, у которой Вы купили полис ОСАГО. Не стоит забывать и о противоположной ситуации – в случае, если Вам повредили автомобиль в ДТП, его восстановление Вам оплатит страховая компания. Но это при условии, что у участников (потерпевшего и виновника) есть действующие полисы ОСАГО.

Существует еще один вариант, когда в аварии виновны оба водителя. В этом случае размер подлежащей страховой выплаты будет определяться с учетом степени ответственности в ДТП каждого его участника.
Таким образом, приобретая страховку ОСАГО на авто, Вы страхуете не собственный автомобиль или свою жизнь или здоровье, а свои риски попасть в ДТП и причинить ущерб третьим лицам.

Что дает ОСАГО и от чего страхует

На какую сумму страхует ОСАГО

  • на 400 000 руб. при причинении вреда имуществу третьих лиц (причем не только автомобилям, но и другому имуществу, пострадавшему в ДТП, например, ограждения, столбы, светофоры и т.п.);
  • на 500 000 руб. при причинении вреда жизни и здоровью третьим лицам (не только пострадавшим в другом автомобиле, но и пешеходам).

Причем, в случае наличия нескольких пострадавших лиц, указанные суммы не распределяются на всех, а выплаты производятся каждому пострадавшему в пределах 400 тыс. за имущество и 500 тыс. за жизнь и здоровье.

ОСАГО предполагает покрытие ущерба при наступлении следующих случаев:

  • Обладатель полиса повредил один или несколько автомобилей.
  • Застрахованный автовладелец стал виновником ДТП. Водитель и пассажир другого транспортного средства получили телесные повреждения различной степени тяжести.
  • Нанесение ущерба третьей стороне – повреждение зданий, конструкций, и других объектов, сбито животное.
  • Владелец машины сбил человека, что стало причиной увечий или летального исхода. Семья пострадавшего имеет право получить средства в связи с потерей кормильца и компенсировать расходы на похоронную церемонию.

Страховая компания имеет полное право отказать в возмещении ущерба при порче автомобиля во время соревнования, испытания или учебного заезда, причинении вреда транспортируемому имуществу по вине водителя.
Условия договора не включают компенсацию при массовых беспорядках и народных волнениях, забастовке, гражданской войне или ядерном взрыве.

Не следует рассчитывать на финансовую помощь при повреждении машины во время погрузки или разгрузки тяжестей, уничтожении антиквариата, изделий из драгоценных металлов и полудрагоценных камней, наличных средств, важных документов, произведений искусства и ценных литературных изданий.

На что может рассчитывать потерпевший

  1. При полной гибели автомобиля потерпевшему в ДТП по ОСАГО возмещается (в пределах установленного ограничения по ОСАГО) стоимость имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков.
  2. Если транспортное средство повреждено, то возмещаются расходы на приведение автомобиля в состояние, до момента ДТП.
  3. Также по ОСАГО возмещаются другие расходы, которые потерпевший произвел в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

В какой срок необходимо застраховать купленный автомобиль

В соответствии с требованиями Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ водитель (или юридическое лицо), ставший собственником автомобиля, должен застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее, чем через 10 дней после его приобретения.

В настоящее время, не существует большой сложности,особенно в Москве, приобрести полис ОСАГО . Поэтому не стоит пренебрегать данным видом страхования.

Ответственность за вождение без ОСАГО

За управление транспортным средством без страховки ОСАГО предусмотрены штрафы КоАП РФ Статья 12.37 (Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

В соответствии с указанной статьей может быть применено два штрафа:

  1. Пятьсот рублей - если полис ОСАГО есть, но водитель нарушает условия договора ОСАГО (в том числе управляет автомобилем, но в полис ОСАГО не вписан).
  2. Восемьсот рублей - этот штраф применяется, если владелец транспортного средства не исполнил свои обязанности по страхованию гражданской ответственности или если Вы управляете автомобилем, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию.

Или при его оформлении навязали дополнительные услуги? Назначили дату для предоставления пакета документов и оформления полиса через месяц-два после окончания действия текущего полиса страхования? Эти действия страховщика противоправны, и призвать его к порядку можно и нужно.

Почему страховщики не продают полисы ОСАГО?

Страховые компании устроили искусственный дефицит бланков автогражданки ровно по одной причине. Страхование ОСАГО стало невыгодно, а то и просто убыточно. Так, за первый квартал 2014 года в трех регионах России: Амурской, Ульяновской и Мурманской области – выплаты достигли 90% сборов, а в Камчатском крае сумма выплат превысила сумму собранных страховых премий и составила 107%.

Еще в начале года страховщики повсеместно стали закрывать свои представительства в ожидании повышения тарифов, обусловленного летними изменениями в законодательстве.

Закон об ОСАГО обновлен, график изменения тарифов на год утвержден, порядок установления базовых тарифов и поправочных коэффициентов отдан ЦБ РФ. Тем не менее, ситуация во многом остается критичной.

Что гласит законодательство РФ?

За первое полугодие 2014 года Федеральная антимонопольная служба зарегистрировала 1 500 жалоб от автовладельцев на страховщиков 66 регионов России. Страховые организации повсеместно отказывают в оформлении полиса ОСАГО и навязывают дополнительные услуги. 47 страховщиков получили предупреждения, в отношении 34 – возбуждены дела, по 27 нарушениям суд уже вынес решения. И вердикт всегда один: страховщик неправ.

В списке недобросовестных компаний оказались: «Ингосстрах», «ВТБ Страхование», «Югория», АСКО, «Ренессанс страхование», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование», ВСК, ЖАСО, «СОГАЗ», «Альянс», БАСК, «Гута-страхование», МАКС, СГ МСК, «РЕСО-гарантию», «Согласие», «Цюрих», «УралСиб». Министерство финансов на своем сайте опубликовало однозначную позицию относительно этого вопроса и предложило автовладельцу последовательность действий в случае неправомерного отказа.

Итак, обратимся к законам:

  • Федеральный закон № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. гласит, что владелец ТС обязан иметь полис ОСАГО.
  • В ст. 426 ГК РФ и ст. 1 Закона №40-Ф3 подчеркнуто, что договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается . Отказ не допускается.
  • В п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 года) говорится о том, что обусловленность приобретения одних товаров обязательной покупкой других (проще говоря, навязывание дополнительных товаров и услуг) запрещена .
  • В п. 14 Правил ОСАГО сказано, что автовладелец имеет право свободно выбирать страховую компанию. Последняя при получении пакета документов и письменного заявления не имеет права отказывать в оказании этой услуги.

Согласно Федеральному закону №223-ФЗ от 21.07.2014, необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных федеральным законом, влечет административную ответственность . Соответствующие изменения внесены в ст. 15.34.1 Кодекса РФ об административных нарушениях.

Наказание: штраф в размере 50 000 рублей, наложенный на должностное лицо, совершившее правонарушение.

Компетентный орган – ЦБ РФ, мегарегулятор рынка страхования. Руководители территориальных подразделений уполномочены решать вопросы по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в т.ч. страхового.

Суммируем.

  1. Автовладелец может обратиться в любую страховую компанию.
  2. Страховщик не вправе отказать в продаже полиса ОСАГО.
  3. Также неправомерно принуждение купить дополнительные опции (например, полис страхования жизни страхователя или водителей, вписанных в полис).

Если же это происходит, то, согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, страховая организация принуждается к заключению договора в судебном порядке и возмещению убытков, причиненных автовладельцу своим отказом .

Ремарка РСА

В конце сентября 2014 года РСА опубликовал «Порядок уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора ОСАГО владельцев ТС РСА». В его основе – п.7 ст. 15 закона об ОСАГО, который гласит об обязательстве страховщика оформить письменный отказ и уведомить вышестоящие органы – ЦБ и РСА. Из всего документа нам интересен перечень допустимых оснований для отказа в оформлении автогражданки. Среди них:

  • отсутствие связи с АИС РСА;
  • непредставление ТС на осмотр (можно проводить как по месту нахождения страховщика, так и по месту жительства страхователя);
  • непредставление полного комплекта документов, предусмотренных законом;
  • отсутствие доверенности на заключение договора страхования от имени ИП или юрлица.

Однако отсутствие связи с базой еще нужно будет доказать, а после ее восстановления пригласить клиента (в письменном виде!) для заключения договора. Вопрос непредставления автомобиля на осмотр тоже спорный, так как есть диагностическая карта, служащая основанием для продажи полиса. В целом, можно дискутировать, не противоречат ли Закону РФ основания для отказа, приведенные РСА. А то, что суды при рассмотрении дел будут апеллировать только официально утвержденными нормами, не вызывает никаких сомнений.

Порядок приобретения полиса ОСАГО

Так как договор ОСАГО признан публичным, для его заключения достаточно желания одной из сторон. Вариантов приобретения полиса несколько.

  1. При личном обращении в страховую компанию требуйте письменный отказ. Устный вы нигде не сможете предъявить.
  2. При отправке Почтой РФ предложения-оферты (заявления по соответствующей форме, утвержденной Минфином РФ 01.07.2009 года) с приложением пакета необходимых документов вручается уведомление о доставке. В случае отказа оно будет служить доказательством того, что страховщик получил предложение-оферту.

На его рассмотрение, а также оформление и отправку ответа страховщику отпускается 14 рабочих дней. Ответом может быть извещение:

  • об акцепте (принятии),
  • об отказе,
  • о принятии на иных условиях.

Что делать, если отказали?

Если вы не согласны с ответом страховщика, имеете право обжаловать его действия. Для этого нужно письменно обратиться, приложив переписку со страховой организацией или письменный отказ. Пакет документов нужно отправить в одну из инстанций:

  • территориальное подразделение ЦБ РФ;
  • суд по месту жительства;
  • прокуратура;
  • отделение РСА;
  • Федеральная антимонопольная служба, адрес: 123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11.

Обычно при личном обращении к страховщику и угрозе передать письменный отказ в одну из выше указанных организаций страховая компания находит возможность заключить договор ОСАГО . И желание появляется, и бланки находятся, и вопрос решается в досудебном порядке.

Какие документы нужны для оспаривания отказа?

  1. Во-первых, письменное заявление страхователя (предложение-оферта) о заключении договора ОСАГО. На том экземпляре, который остается у автовладельца, ставится печать, дата и подпись лица, принявшего заявление.
  2. Во-вторых, письменный отказ страховщика . Нужен для обращения в компетентные органы.

Что делать, если спорить нет времени?

Российская судебная система довольно неповоротлива. На рассмотрение даже самого простого дела уходит несколько месяцев, а то и полгода. Понятно, что далеко не каждый готов выдержать длительные судебные прения, и точно никто не имеет возможности жить без страховки, ожидая принуждения страховщика к заключению договора ОСАГО. Если обязывают купить полис ОСАГО вместе с дополнительным страховым продуктом, порядок действий достаточно простой.

  • Пригласите свидетеля и в его присутствии попросите представителя страховой компании составить письменное несогласие в оформлении «автогражданки» без нагрузки.
  • На основании этой бумаги пишите претензию в адрес страховщика с требованием расторжения навязанного дополнительного договора страхования и возврата полной выплаченной суммы премии.
  • В случае отказа подавайте исковое заявление в суд.

Если вам не продают полис, то есть весьма сомнительный путь. Отчаянные могут пойти по нему.

  • Так как по закону договор страхования ОСАГО публичный, то сам факт письменного обращения потенциального страхователя может рассматриваться как факт заключения договора. Для этого заявление-оферту следует отправить страховщику по почте.
  • Если автомобиль попадет в ДТП, то на основании этого заявления и уведомления о вручении следует взыскать ущерб со страховой компании.

Очевидные минусы такой «самодеятельности».

  1. Согласно Правилам страхования, договор вступает в силу после оплаты страхователем взносов (полной суммы или определенной ее части). Так что у страховщика остается возможность на законных основаниях уклониться от выплаты страхового возмещения, если Верховный суд не присудит обратного.
  2. Инспектор ГИБДД, остановив машину, не удовлетворится копией заявления-оферты и подтверждением получения его страховщиком. Во-первых, это, как ни крути, не полис ОСАГО. Во-вторых, возникает закономерный вопрос об исправности ТС и возможности его эксплуатации.
  3. Даже если в самодельном «полисе» будет указано, что это дубликат, действительный до момента выдачи оригинала, времени и нервов на общение с инспектором уйдет очень много. Возможные варианты развития: штраф, снятие номеров, запрет на участие в дорожном движении.

Возможно, несколько десятков прецедентов создадут надежную базу для быстрого решения подобных вопросов, пока же развитие событий по этому сценарию не зафиксировано.

Автомобилисты в регионах Сибири массово жалуются на проблемы оформления электронного полиса ОСАГО - при попытке заключить договор на сайтах страховых компаний появляются сообщения об ошибках или оплата полиса зачастую невозможна из-за использования нечитаемой капчи. Участники рынка прокомментировали, действительно ли застраховать авто стало сложнее и что в случае затруднений стоит предпринять автовладельцу.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) действует в России с 2003 года. Величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Центробанк. Стоимость полиса зависит от возраста и стажа водителя, от мощности автомобиля, от региона и срока безаварийной езды.

Среди сибиряков е-ОСАГО становится все более популярной формой, на 1 октября только в Новосибирской области было выдано 166 тысяч полисов через интернет.

Почему е-ОСАГО вызвало нарекания

Странности с ОСАГО начались еще в 2015 году - уже тогда страховщики стали сокращать количество офисов в «токсичных» регионах и начали навязывать дополнительные договоры страхования «в нагрузку» к обязательному полису. В итоге это привело к тому, что автовладельцы стали массово жаловаться на дикие очереди в офисах.

После этого государство решило помочь водителям и разрешило оформлять электронный полис в домашних условиях. Изменения вступили в силу с 1 июля 2017 года. При этом всех страховщиков обязали оформлять е-ОСАГО на своих сайтах. Однако в реальности для получения электронного полиса многим автовладельцам нужно пройти «семь кругов ада».

Так, из общего количества жалоб на ОСАГО, поступивших в Банк России с начала года, 24% были связаны с покупкой электронных полисов, сообщается на сайте регулятора. Основные нарушения, которые выявляются - необоснованный отказ в продаже такой страховки и перенаправление на сайт замещающего страховщика.

Исполнительный директор компании «ЛОТиОС» Михаил Большов считает, что сейчас ситуацию на рынке ОСАГО можно охарактеризовать как «картельный сговор страховщиков» - компании всеми силами стараются минимизировать количество договоров ОСАГО, и появление электронного вида страхования никак не помогло автовладельцам.

«Я представляю автомобильное профессиональное сообщество, руковожу двумя автотранспортными предприятиями, которые занимаются пассажирскими перевозками по Новосибирску. После введение е-ОСАГО мы надеялись, что оформить полис станет проще, однако на деле ситуация только ухудшилась», - говорит Большов.

По его словам, все страховщики действительно запустили возможность оформления электронных договоров на сайтах, однако на деле эта система фактически не работает. «Когда начинаешь заполнять заявку на получение электронного полиса, тебе пишут, что автомобиля нет в базе. Или приходит SMS с недействительным кодом», - приводит примеры эксперт.

Также, добавляет он, некоторые страховые компании на этапе заключения договора предлагают ввести цветовой код с картинки, однако разглядеть его невозможно - при любых вариантах автовладельцам отвечают, что введенная последовательность неправильная. По словам Большова, система как будто настроена на саботаж, хотя страховщики обычно объясняют проблемы «обновлением базы».

Как ОСАГО стало убыточным

Представитель крупнейшего игрока страхового рынка ПАО СК «Росгосстрах» Андрей Бирюков признал, что в последние годы ОСАГО действительно стало убыточным, однако опроверг наличие «сговора», направленного на минимизацию заключаемых договоров. Проблемы на сайтах страховых компаний Бирюков объяснил необходимым наличием сразу нескольких систем.

«ОСАГО действительно является убыточным видом страхования. Согласно последним данным Российского союза автостраховщиков, средняя выплата в ОСАГО за девять месяцев выросла на 17% и составила 77,253 тысячи рублей, а средняя премия сократилась на 3%, до 5,814 тысяч рублей», - уточнил Бирюков.

При этом представитель «Росгосстраха» сослался на президента РСА Игорь Юргенса, который назвал ОСАГО «наиболее проблемным сегментом страхового рынка». Однако проблемы в сегменте е-ОСАГО не носят массового характера, подчеркнул Бирюков. В частности, это подтверждает статистика роста числа электронных полисов, которых в компании оформляют более 200 тысяч каждую неделю.

«Не стоит забывать, что е-ОСАГО - сложный программно-аппаратный комплекс, включающий в себя слаженную работу сразу нескольких внутренних и внешних систем, включая системы РСА, где на любом этапе интеграции возможны технические сбои. Кроме того, проблемы могут быть на стороне пользователя - например, устаревшая версия браузера», - сказал Бирюков.

Представитель «Росгосстраха» подчеркнул, что в ситуации, когда ОСАГО убыточно для компаний, необходима реформа системы, чтобы этот важнейший вид страхования «вновь стал интересным для страховщиков». В частности, речь может идти о поэтапной либерализации тарифа и отмены установления государством фиксированных значений коэффициентов.

Кто научился зарабатывать на ОСАГО

Председатель правления «Сибирской Межрегиональной Ассоциации страховщиков» Геннадий Плотников считает, что проблемы на сайтах страховых компаний в основном связаны с резким ростом популярности е-ОСАГО. Огромное количество обращений приводит к перегрузкам системы, а убыточность обязательного автострахования привела к тому, что страховщики не заинтересованы тратить деньги на создании более устойчивого механизма.

«В этой ситуации единственная рекомендация, которую я могу дать автомобилистам - начать оформление полиса заблаговременно - за 20-30 дней. Если с покупкой электронного полиса возникают проблемы, всегда можно приехать в офис и заключить бумажный договор», - посоветовал эксперт.Верховный суд разъяснил правила страховых выплат

Плотников подтвердил, что у страховых компаний есть неофициальные «черные списки» людей, с которым заключение договоров ОСАГО нежелательно, однако отметил, что туда входят только мошенники, которые занимаются оформлением подставных аварий. У таких людей в течение года может быть несколько десятков ДТП, однако их фиктивность приходится доказывать через суд.

В частности, с начала года 1,5 миллиарда рублей были выплачены страховыми компаниями в Новосибирской области различным юристам, которые специализируются на подобных делах. При этом законы обычно на стороне потребителей, так что суды часто выносят решения в пользу автовладельцев, которые с помощью различных схем завышают ущерб от аварий.

В итоге Новосибирская область в этом году впервые вошла в число так называемых «токсичных» для страховщиков регионов, где выплаты превышают собранные премии. Такую ситуацию Плотников связывает именно с активизацией мошенников. В этой ситуации правительству необходимо реформировать ОСАГО, считает он.

В частности, речь может идти об отмене избыточных штрафов для компаний за незначительные нарушения, а также запрете договора цессии в страховании, который дает возможность передать права на задолженность страховщика перед страхователем юридическому или физическому лицу. Такие договоры приносят страхователям серьезные убытки, отмечает Плотников.

Как автовладельцам защитить права

Центробанк требует от страховщиков непрерывной и бесперебойной работы их сайтов для возможного заключения договоров е-ОСАГО, сообщил заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Артур Музяев. В частности, технологический сбой на сайте страховой компании не может превышать 30 минут в сутки.

«Если человек несколько раз за день попытался оформить полис на сайте страховой, но из-за технического сбоя это не получилось, то страховая компания нарушает закон, и нужно жаловаться в Банк России. Проще всего это сделать через интернет-приемную на сайте cbr.ru», - уточнил Музяев.

К жалобе необходимо приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховщика, а если создан личный кабинет на сайте - логин от него. Часто даже запрос от Банка России в страховую компанию приводит к тому, что страховщик начинает должным образом выполнять свои обязательства перед потребителями.

«Управлением Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в СФО за девять месяцев 2017 года возбуждено 81 дело об административных правонарушениях в отношении страховых компаний из-за недоступности электронных полисов», - добавил представитель регулятора.

Музяев также напомнил, что единственная законная причина отказа - если представлены не все документы. Сейчас для оформления полиса нужен паспорт, ПТС или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение и диагностическая карта. Новый регламент ГИБДД не обрадовал водителей

«В случае предоставления полного комплекта документов страховщики не имеют права отказаться от его заключения, это нарушение закона. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за это нарушение: от 20 тысяч до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч до 300 тысяч рублей для юридических лиц», - сказал он.

Для бесперебойного заключения договоров ОСАГО Российским союзом автостраховщиков была введена система «Е-гарант». Она гарантирует заключение договора ОСАГО в электронном виде после перенаправления на сайт замещающего страховщика. Если после перенаправления происходят технические сбои, можно также направить жалобу в Банк России, заключил Музяев.

ОСАГО — это аббревиатура понятия «Обязательное АвтоГражданское Страхование Ответственности». Законодательно установлено, что эта страховка должна быть у каждого водителя с действующим сроком. Полис приобретается для того, чтобы обезопасить тех, кому вы можете по неосторожности нанести вред посредством автомобиля. Т. е. ОСАГО — гарант того, что человек, пострадавший из--за вас, получит компенсацию для восстановления авто и/или здоровья. Вы в этом случае будете решать вопрос повреждений самостоятельно.

Чем отличается ОСАГО от каско?

Каско — это страхование, которое может дополнить основной полис, но при этом не является обязательным. Так каско (заимствованное европейской слово, которое, не являясь сокращением, пишется как любое другое существительно) обеспечивает безопасность вам и вашему автомобилю, даже если вы стали виновником ДТП.

В зависимости от рода страховых случаев, указанных в договоре, полис каско может покрыть и повреждения, и угон, и любое хулиганское действие относительно вашего авто. ОСАГО же обезопасит вас только от того, чтобы платить пострадавшему по вашей вине водителю, но в пределах установленной суммы. Разницу платите вы или покрывает приобретенный вместе с ОСАГО ДСАГО.

Техосмотр и ОСАГО в 2015 году

По закону полис обязательного страхования не могут продать без наличия пройденного технического осмотра. Фактически контроль за ТО передан в руки страховых компаний. Диагностическая карта является доказательством, что с машиной все в порядке и из--за технических неполадок аварии не произойдет.

Сейчас страховку можно приобрести в любой момент, пока срок техосмотра не вышел, даже если осталось всего пару дней. Поскольку инспекторы ГИБДД больше не имеют права проверять ТО ни у кого, кроме таксистов, водителей общественного транспорта и перевозчиков опасных грузов, то и возить с собой документ не обязательно. Главное, наличие действующего полиса.

Техосмотр нужен страховой и за его отсутствие не могут оштрафовать, но если вы попадете в ДТП без ТО, то ваша страховая может подать регрессивный иск в случае его просрочки. Это значит, что вам придется заплатить полную стоимость возмещения урона пострадавшему по вашей вине.

Кстати, без ОСАГО и машину на учет поставить нельзя. Так что техосмотр процедура по--прежнему обязательная.

Не продают ОСАГО без доп. услуг

Сейчас происходит все больше ситуаций навязывания страховыми компаниями к полисам ОСАГО дополнительных форм страховки (жизни, квартиры, пассажирских мест). Без этого страховку отказываются продавать, ссылаясь на то, что бланков нет.

Есть федеральный закон от 25.14.02 № 40- «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» не предполагающий никаких доп. услуг к обязательному страхованию и позволяющему купить его в любом регионе по тарифам его населенного пункта.

В законе о правах потребителя есть положение, что ни одна торговая компания не имеет право обуславливать продажу одной услуги обязательно с другой. Из всего сказанного следует, что отказ о продаже полиса ОСАГО без дополнительных услуг страхования является незаконным.

В 2014 году внесена поправка о том, что в отказе на каждый полис СК обязана послать в Банк России письмо с причиной отказа. Причем в случае неправомерного отказа на должностное лицо будет наложен штраф в размере 50 000 р.

При разговоре со страховым агентом, который отказывается продавать ОСАГО без допов, нужно ссылаться на соответствующие статьи закона. Лучше всего, если вы заранее приготовите диктофон, возьмете с собой свидетеля. На аудиозаписи должно быть четко слышно, что вы не хотите приобретать другие страховки, но полис без них вам продавать отказываются. Требуйте написать письменный отказ. Если не сработало так, то направляйте заказное письмо с уведомлением с требованием продать вам полис. На рассмотрение у компании будет 30 дней.

Если и это не помогает, то остается только идти в суд. Заявление вы можете подать лично или обратиться к юристам, которые обо всем позаботятся сами. Параллельно с этим можно отправить жалобы в прокуратуру, РСА и представительство СК.

Что делать, если попал в ДТП? Правила 2015 года.

С 2015 года для возмещения урона пострадавший можете обратиться только в компанию, в которой приобретался полис страховки (ранее была возможность пойти в компанию либо свою, либо виновника).

Если вы попали в аварию, то в первую очередь нужно отреагировать спокойно, адекватно оценить ущерб и не поддаваться на уговоры второй стороны решить все на месте, если таковые возникают. У вас в бардачке всегда должен быть чистый бланк извещения о ДТП, который можно взять в своей СК. Он является неотъемлемой частью перечня документов, подаваемых в случае аварии.

Вызовите инспектора ГИБДД и заполните одно на двоих извещение. Можно использовать бланк любого водителя. Использование второго допускается при участии в аварии больше двоих водителей. У сотрудника инспекции обязательно возьмите копию протокола о происшествии.

На подачу документов законом отведено 15 дней, если не уложиться в них, то компания полноправно откажет в возмещении. В пакет документов добавляется заверенная копия паспорта, справка о ДТП, реквизиты счета для перечисления денег. При нанесении вреда здоровью необходимо предоставить оформленные медицинской организацией документы о травмах, с диагнозом и отметкой о нетрудоспособности, судмедэкспертизу, справку из скорой с места ДТП, документ, подтверждающий доход.

Что такое европротокол и как он действует?

Не так давно из Европы к нам пришло такое понятия, как оформление ДТП по европротоколу. Этот способ предполагает фиксацию аварии водителями самостоятельно без вызова инспектора ГИБДД. Главное, чтобы оба были согласны по урону и вине, участников было не более 2--х и отсутствовали пострадавшие.

Еще один важный момент: европротокол подойдет только в том случае, если вы уверены в том, что авария не встанет для вас дороже 25 000 при условии, что вы оформили полис до 1.08.14, и не более 50 000, если после 2.08.14. Это суммы максимальных выплат при такой форме регистрации аварии.

Срок на подачу пакета документов сохраняется, успеть нужно за 15 дней. Главное — заполнить извещение о ДТП, каждому водителю свою колонку. При этом обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы на видео или фото со всех ракурсов с возможностью увидеть номера машин, окружающих домов, дорожные знаки и светофоры. Должны быть и данные навигационной системы.

Страховая занижает выплаты или отказывается платить

Бывает так, что по действующему полису ОСАГО возникают проблемы с выплатой. Учитывая сложившуюся на страховом рынке ситуацию, СК пытаются прикрыться тем, что заниматься данным видом деятельности невыгодно.

Но если у вас есть заключенный договор, по которому в произошедшей ситуации полагается возмещение ущерба, причем в установленном законом размере, то нужно добиваться своего.

Страховая может отказаться платить в следующих случаях:

1. Неполный комплект документов

2. Подача позже установленного срока

3. Наличие ошибок в бумагах

4. Банкротство компании

Перед подачей документов сравните список требуемых с имеющимися, чтобы убедиться в том, что всего хватает. При задержке ответа или выплат звоните в компанию или приходите лично, добивайтесь объяснений причин задержки.

В любом случае, если вы уверены, что выплата полагается, лучше бороться до конца. Если в возмещении ущерба отказывают, требуйте изложить все в письменной форме. Бывает такое, что в договоре компании прописаны не страховыми те случаи, которые по законодательству таковыми являются. В этом случае обращайтесь к авто юристами или в суд самостоятельно.

В случаях, если СК обанкротилась или потеряла лицензию, то волноваться не стоит, выплата вам все равно полагается, но ее на себя берет РСА. Для подачи на выплату нужно провести независимую экспертизу.

При необходимости обращения в суд учтите, что по новым законам сначала любой вопрос решается досудебно с обязательным написанием претензии в СК, и только после того, как компания категорически отказалась платить, идите в суд.

Что будет, если нет ОСАГО? Штрафы

При остановке автомобиля по закону инспектор ГИБДД имеет право потребовать ВУ соответствующей категории, документы о регистрации на авто и прицеп при его наличии, разрешение на перевозку людей и грузов у соответствующих ТС, действующий полис ОСАГО. При этом отсутствие страховки может быть оправдано только в случае, если с момента покупки машины не прошло десяти дней. Тогда нужно предъявить договор купли--продажи, в котором будет прописана дата.

Если вас остановили, а полис оказался дома, то здесь 2 варианта: оплата штрафа в размере 500 р. либо вынесение предупреждения. При просрочке страховки штраф увеличится до 800 р.

Что делать, если виновник ДТП скрылся или не может заплатить

Не все водители готовы нести ответственность за свою провинность. Кто--то боится испортить страховую историю, у кого--то полиса вовсе нет. Во всяком случае ситуации, когда виновник скрывается с места ДТП случаются. Что делать пострадавшему?

Во--первых, насколько это возможно запомните машину и приметы водителя. Марка, модель и госзнаки будут очень полезны при поиске нерадивого автовладельца. Сообщите все приметы в дежурную часть ГИБДД, выставьте знак аварии и ждите инспектора.

Проследите за тем, чтобы сотрудник госорганов правильно составил схему аварии, ведь виновность только предстоит установить. Если виноватым признают скрывшегося, то с него взыщут за ущерб по ОСАГО или в судебном порядке при его отсутствии. Если виновника не найдут, то компенсацию вы получите только в случае нанесения вреда жизни и здоровью. Ремонт авто придется осуществить за свой счет.

Калькулятор онлайн. Сколько стоит ОСАГО?

Цена полиса ОСАГО для разных авто может выходить принципиально разной, хоть и в пределах установленной государством суммы. Здесь играют роль возраст водителя и ТС, стаж за рулем и страна производства.

В предварительном расчете стоимости выручают специально разработанные калькуляторы онлайн, где в полях достаточно указать свою информацию и нажать кнопку «Посчитать». Результаты будут средними, учитывая допустимую наценку в 20% каждая компания сама решает, какую цену выставить.

При расчете стоимости учитывается и коэффициент бонус-малус, обозначающий определенную скидку водителю за стаж безаварийной езды в соответствии с присвоенной категорией.

Друзья, спасибо за репост