Органы управления акционерного общества. Создание и прекращение деятельности органов

Законодательно определенные органы управления акционерным обществом

Российская правовая система управления акционерным обществом сложилась на основе западного законодательства. Корпоративное управление — это выбранный акционерами способ самоуправления, основанный на совокупности организационных, правовых и экономических мер.

В соответствии с законом в акционерном обществе могут создаваться следующие органы управления:
  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров (наблюдательный совет);
  • единоличный исполнительный орган (генеральный директор);
  • коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, правление);
  • ревизионная комиссия (ревизор).

Выбор структуры управления акционерным обществом. В зависимости от комбинации перечисленных возможных органов управления акционерным обществом может формироваться та или иная конкретная структура его управления.

Выбор структуры управления — важный этап при создании акционерного общества. Ее правильный выбор позволяет снизить возможность конфликтных ситуаций между менеджментом и акционерами, между группами акционеров, повысить эффективность управленческих решений. При этом учредители акционерного общества имеют некоторое преимущество перед другими акционерами. За счет выбора «нужной» структуры управления они могут приблизить уровень собственных прав до уровня собственных интересов. Вместе с тем любая выбранная структура управления акционерным обществом не является «вечной» и может изменяться акционерами. Главное — управление акционерным обществом должно соответствовать его масштабам и характеру решаемых задач.

Установленная законом возможность комбинирования определенных звеньев управления позволяет акционерам выбирать наиболее приемлемую схему в зависимости от величины акционерного общества, структуры его капитала и конкретных задач развития бизнеса.

Основные варианты управления акционерным обществом

На практике обычно используются четыре варианта управления акционерным обществом, представленные на нижеследующих рисунках.

Во всех вариантах управления акционерным обществом обязательным является наличие двух органов управления: общего собрания акционеров и единоличного исполнительного органа, а также одного контролирующего органа управления — ревизионной комиссии. Поскольку задачей ревизионной комиссии является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, то ее, как правило, не рассматривают в качестве непосредственного органа управления акционерным обществом. Однако эффективное управление не может быть обеспечено без надежной системы контроля.

Различие вариантов управления акционерным обществом проявляется в определенном сочетании единоличного и коллегиальных органов управления.

Полная трехступенчатая структура управления акционерным обществом. Данная структура управления может быть использована во всех акционерных обществах. Она характеризуется тем, что позволяет усилить контроль акционеров за действиями менеджмента акционерного общества.

В соответствии с законом «Об акционерных обществах» члены коллегиального исполнительного органа (правления) не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров общества.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров общества.

В целом менеджмент в лице генерального директора и правления не может получить большинство в совете директоров (наблюдательном совете), что усиливает влияние этого органа управления.

Для кредитных организаций, создаваемых в форме акционерного общества, данная форма управления является обязательной. В соответствии со ст. 11.1 ФЗ № 82-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» органами управления кредитной организации являются общее собрание учредителей, совет директоров, единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган (рис. 5).

Рис. 5

Данная форма организации управления акционерным обществом наиболее предпочтительна для крупных акционерных обществ с большим числом акционеров.

Сокращенная трехступенчатая структура управления акционерным обществом (рис. 6).Эта структура, как и первая, может использоваться в любых акционерных обществах. Она не предусматривает создания коллегиального исполнительного органа и соответственно не устанавливает каких-либо ограничений на участие в совете директоров менеджеров общества. В ней предусматривается только должность генерального директора, влияние которого и на управление обществом, и в совете директоров возрастает, поскольку он по сути единолично осуществляет текущее управление акционерным обществом.

Данная форма является наиболее распространенной структурой управления акционерным обществом, поскольку позволяет обеспечить оптимальное соотношение контрольных и исполнительных органов управления.

В случае если уставом акционерного общества образование исполнительных органов отнесено к компетенции совета директоров, то совет директоров и его председатель получают возможность жесткого контроля над исполнительными органами общества. Этот вариант более предпочтителен для крупных акционеров, которым принадлежит контрольный пакет акций, поскольку позволяет, не принимая непосредственного участия в текущих делах, осуществлять надежный контроль за исполнительными органами общества.

Рис. 6

Рис. 7

Данная структура управления применяется в закрытых акционерных обществах, имеющих значительные обороты и активы.

Сокращенная двухступенчатая структура управления акционерным обществом. Эта структура может быть использована, как и предыдущая, только в акционерных обществах с числом акционеров менее 50. Она характерна для мелких акционерных обществ, в которых типичной ситуацией является положение, когда генеральный директор одновременно есть и основной акционер общества, поэтому выбирается наиболее простая структура управления (рис. 8).

Рис. 8

Исполнительные органы управления акционерным общество

Понятие исполнительного органа управления

Исполнительный орган управления акционерным обществом — это орган непосредственного управления, создаваемый по решению общего собрания и/или совета директоров, функции которого установлены по закону и по уставу.

Исполнительные органы управления акционерным обществом несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему в результате их действий или бездействия.

Виды исполнительных органов управления.Согласно закону исполнительные органы управления акционерным обществом могут существовать по отдельности или одновременно в двух формах:
  • единоличный исполнительный орган управления — директор, генеральный директор;
  • коллегиальный исполнительный орган управления — правление, дирекция.

Если уставом акционерного общества предусмотрено наличие сразу обоих исполнительных органов управления, то в уставе компетенция каждого из них должна быть четко прописана. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управления, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа управления.

Образование и прекращение деятельности исполнительных органов управления

Исполнительные органы управления акционерным обществом создаются по решению собрания его акционеров или эти полномочия могут быть переданы им совету директоров.

Общее собрание акционеров или совет директоров, если уставом общества образование исполнительных органов управления отнесено к его компетенции, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа.

В случае если образование исполнительных органов управления осуществляется общим собранием, то уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества или управляющей организации. Одновременно с принятием этих решений совет директоров должен принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении его полномочий и об образовании нового исполнительного органа общества.

Создание временного единоличного исполнительного органа управления может быть продиктовано обстоятельствами, когда прежние единоличный исполнительный орган общества или управляющая организация не могут выполнять свои обязанности. В этом случае также решение о создании временного единоличного исполнительного органа общества сопровождается одновременным принятием решения о проведении внеочередного собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов управления и выборах нового единоличного исполнительного органа управления. Решения совета директоров о досрочном прекращении деятельности единоличного исполнительного органа общества и проведении внеочередного собрания по выборам нового принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа управления могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Условия заключаемого договора утверждаются советом директоров общества.

Применительно к отдельным видам акционерных обществ предусмотрено, что исполнительным органом управления может быть только управляющая организация. Так, согласно п. 7 указа Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» управляющим инвестиционного фонда может быть только юридическое лицо с соответствующей лицензией ФСФР.

Компетенция генерального директора акционерного общества.Генеральный директор без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе:
  • обеспечивает выполнение решений общего собрания;
  • осуществляет оперативное руководство деятельностью общества;
  • осуществляет текущее планирование;
  • составляет и утверждает штатное расписание;
  • осуществляет прием и увольнение на работу сотрудников;
  • издает приказы и распоряжения;
  • заключает договора, соглашения, контракты, открывает счета, выдает доверенности, осуществляет материально-финансовые операции в объеме, не превышающем 25% от стоимости активов акционерного общества;
  • предъявляет претензии и иски от имени общества и т. п.

Избрание генерального директора

Генеральный директор может быть избран (назначен) общим собранием акционеров или советом директоров. Способ избрания генерального директора должен быть отражен в уставе акционерного общества.

В случае избрания генерального директора общим собранием акционеров его положение становится более устойчивым. В этом случае срок его полномочий может быть до пяти лет.

В случае избрания генерального директора советом директоров последний обладает правом принимать решение о ежегодном назначении генерального директора и досрочном прекращении его полномочий. При этом варианте срок полномочий генерального директора равен одному году. Он ежегодно переизбирается вместе с советом директоров.

Выдвигать кандидатов на должность генерального директора могут акционеры, владеющие не менее чем двумя процентами голосующих акций общества. Уставом или другим документом общества может быть установлен иной процент голосующих акций. Одна заявка может содержать не более одного кандидата. Предложения с кандидатами должны быть внесены не позднее 30 календарных дней после окончания финансового года, предшествующего году, в котором истекают нормативные полномочия действующего генерального директора. Совет директоров обязан рассмотреть поступившие заявки и принять решение о включении предложенных кандидатов в список кандидатур для голосования по избранию генерального директора или об отказе в этом не позднее 5 рабочих дней после окончания срока внесения заявок. В список для голосования включаются только те кандидаты, которые письменно подтвердили свое согласие баллотироваться на должность генерального директора. Выборы проводятся раздельным голосованием по каждому претенденту. При голосовании акционеры отдают свои голоса только за одного кандидата или голосуют против всех. Избранным считается тот кандидат, который получил, во-первых, большинство голосов акционеров, участвующих в собрании, во-вторых, большее относительно других соискателей число голосов. Если никто из кандидатов не получил большинства голосов, то выборы признаются не состоявшимися, что означает пролонгацию полномочий ранее действовавшего генерального директора.

Правление акционерного общества

Правление есть коллегиальный исполнительный орган управления акционерным обществом. Вместе с генеральным директором оно осуществляет текущее руководство деятельностью акционерного общества.

Компетенция правления обычно включает:
  • обеспечение выполнений решений общего собрания;
  • организацию оперативного руководства;
  • разработку планов работы на квартал, полугодие и т. д.;
  • финансовое и налоговое планирование;
  • выработку текущей хозяйственной политики акционерного общества и т. п.

Правление избирается сроком на один год. Как правило, в его состав избираются лица, занимающие ключевые посты в акционерном обществе: финансовый директор, главный экономист, главный инженер и др. Закон не определяет, каким образом избирается правление.

акционерный общество гражданский

Органом юридического лица является часть юридического лица, которая состоит из одного лица или группы лиц, действующих в пределах своей компетенции, установленной законом, иными правовыми актами и учредительными документами, образующая и изъявляющая вовне волю юридического лица.

В зависимости от способа формирования можно выделить избираемые и назначаемые органы. К избираемым органам относятся совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионная комиссия общества. Что касается исполнительных органов общества, то, анализируя формулировку ст. 69 Закона об АО, можно сделать вывод, что общее собрание акционеров (или совет директоров, если это отнесено уставом к его компетенции) вправе как назначать, так и выбирать членов коллегиального исполнительного органа и единоличный исполнительный орган.

Уязвимость данного классификационного критерия в том, что общее собрание акционеров не может быть отнесено ни к избираемым, ни к назначаемым органам. В общем собрании, как правило, принимают участие акционеры и их представители.

По числу входящих в них лиц, принимающих решения, выделяют единоличные и коллегиальные органы. Особенность единоличных органов проявляется в том, что они состоят из одного лица, которое самостоятельно (разумеется, в рамках его компетенции) принимает и (или) исполняет решение. Также единоличный орган всегда только физическое лицо. В акционерном обществе к единоличным органам относятся исполнительный орган и ревизор. Коллегиальный орган состоит из группы физических лиц, которые принимают решение коллективно путем совместного обсуждения согласно определенной в законе и учредительных документах процедуре. Как отмечается в литературе, отличительными особенностями коллегиального органа являются: в нем должно быть не менее двух членов, лица, входящие в состав коллегиальных органов, как правило, избираются. К коллегиальным органам относятся общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионная комиссия.

Органы управления осуществляют управление в правовых формах, т.е. именно они совершают от имени акционерного общества (а не предприятия) акты, которые имеют юридическое значение (принятие локальных актов, заключение договоров и т.п.). Д.В. Ломакин, правда, отмечает, что в некоторых случаях и органы управления могут осуществлять управление в неправовых формах. Речь идет о некоторых действиях исполнительных органов общества и совета директоров Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М.: Статут. 2011. С.109 .

Органы управления акционерным обществом можно в свою очередь подразделить на высшие органы, органы общего руководства и исполнительные органы.

Согласно п. 1 ст. 47 Закона об АО высшим органом управления является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

От органов управления следует отличать контрольные органы. В российских акционерных обществах к контрольным органам относится ревизионная комиссия (ревизор) общества, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п. 1 ст. 85 Закона об АО).

На наш взгляд, ревизионную комиссию нужно относить к органам общества, так как она, являясь частью общества, оказывает влияние на процесс формирования воли юридического лица. В зависимости от того, обязательно ли их наличие в акционерном обществе, можно выделить обязательные органы и органы, создаваемые по усмотрению самого общества. К обязательным органам относится прежде всего общее собрание акционеров. Исключение составляют акционерные общества, в которых все акции принадлежат одному лицу. В данном случае общее собрание, естественно, отсутствует (так как сам термин "собрание" подразумевает наличие как минимум двух участников). В обществах с одним акционером решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, принимаются этим акционером единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций пятьдесят и более в обязательном порядке создается совет директоров (наблюдательный совет). В тех обществах, в которых число акционеров - владельцев голосующих акций меньше пятидесяти, совет директоров может не образовываться. В этом случае функции совета директоров осуществляет общее собрание акционеров.

В целом, характеризуя структуру органов управления акционерным обществом в России, можно выделить следующие особенности Долинская В.В., Васин И.А. О соотношении компетенции исполнительных органов акционерных обществ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 7..

  • 1. В законодательстве четко распределяется компетенция между различными органами управления. Органы наделяются полномочиями для решения тех вопросов, которые не могут передаваться на решение другим органам общества (п. 2, 3 ст. 48, п. 2 ст. 65, п. 2 ст. 69 Закона об АО).
  • 2. Механизм принятия решений определяется не только законами и иными правовыми актами, но и внутренними документами общества. К ним относятся: устав, положение об общем собрании акционеров или его регламент, положение о совете директоров, положение об исполнительном органе и т.п.
  • 3. Факт участия в акционерном правоотношении различных участников требует обеспечения их права и интересов в процессе управления обществом. Защита интересов акционеров достигается путем законодательного закрепления их права в определенных случаях заявить о прекращении юридических отношений с акционерным обществом и потребовать выкупа принадлежащих им акций (ст. 72, п. 1 ст. 75 Закона об АО). В других случаях требования акционеров к обществу об оплате принадлежащих им акций или выделении доли имущества удовлетворению не подлежат.
  • 4. Велика роль законодательного регулирования управления. Закон об АО значительно развил краткие указания ГК РФ об управлении в акционерном обществе, где этому посвящена лишь ст. 103. В Законе об АО органам управления посвящены две главы (VII и VIII) общей совокупностью в 25 статей, а также отдельные фрагменты в большом количестве статей в других главах

Однако хотелось бы выделить и недостатки акционерного законодательства в части, посвященной органам управления.

В связи с созданием в акционерном обществе одновременно и совета директоров, и правления структура управления российскими акционерными обществами становится достаточно громоздкой. Возможным вариантом выхода из этой ситуации стал бы переход к двухзвенной системе управления, в таком случае вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров, могли бы быть переданы правлению как коллегиальному органу. При такой постановке система органов управления может быть представлена следующим образом: общее собрание акционеров (высший орган управления), исполнительные органы - единоличный исполнительный орган и правление (создается в обязательном порядке в обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций более пятидесяти). Полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы управляющему (индивидуальному предпринимателю) или управляющей организации (коммерческой организации). Наблюдательный совет мог бы создаваться в качестве органа контроля за деятельностью исполнительных органов общества. В связи с этим термин "наблюдательный совет" не должен употребляться как тождественный термину "совет директоров". В отличие от этого другой контрольный орган - ревизионная комиссия контролирует финансово-хозяйственную деятельность общества.

Говоря о специфике каждого органа управления, отметить, что анализ норм Закона об АО дает возможность классифицировать собрания акционеров по двум признакам - периодичности проведения и форме проведения.

По признаку периодичности проведения общие собрания акционеров могут быть двух видов: годовое общее собрание и внеочередное общее собрание.

Российское акционерное законодательство устанавливает достаточно громоздкую систему управления и фактически у нас действуют два исполнительных органа: совет директоров (наблюдательный совет) и собственно исполнительные органы. Поэтому неудивительно, что исследователи вынуждены при анализе соответствующих положений законодательства различных государств сравнивать полномочия директоров и управляющих, с одной стороны, и совета директоров и исполнительных органов - с другой.

В том случае, если устав предусматривает наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, необходимо четко распределить компетенцию между ними. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа (абз. 2 п. 1 ст. 69 Закона об АО).

Решения, принятые правлением или дирекцией, отражаются в протоколе заседания соответствующего коллегиального исполнительного органа. Протокол заседания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) предоставляется (по требованию): членам совета директоров (наблюдательного совета) общества (органа, которому подотчетны исполнительные органы общества), также ревизионной комиссии (ревизору) общества, аудитору общества, в компетенцию которых входит проверка финансово-хозяйственной деятельности общества.

Особое внимание в современной правовой и экономической теории и практики привлекает глава 7 Федерального закона «Об акционерных обществах». При анализе этой главы закона возникает необходимость отметить основные присутствующие в ней новации. Именно они, как показывает опыт, очень существенно изменили, преобразовали, обогатили нашу жизнь, тем более, когда в сферу интересов акционерных обществ попадают многие миллионы российских граждан. Это обусловлено тем, что в России из 2,6 млн. юридических лиц более половины имеют форму акционерного общества.

Проблема волеобразования и волеизъявления акционерных обществ имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, хотя остается в значительной мере в стороне от научного исследования. Для ее рассмотрения необходимо исследовать людской субстрат акционерных обществ и его деятельность, обладающую юридической значимостью, а, следовательно, слагающуюся из юридических действий.

Права акционерного общества принадлежат ему самому и не принадлежат людям, составляющим его людской субстрат. Права акционерного общества, бесспорно, установлены ради людей и предназначены служить их интересам. Однако носителями прав интересов акционерного общества, которым оно призвано служить, далеко не во всех случаях являются именно участники его людского субстрата.

Основной задачей института акционерного общества является создание субъекта прав и обязанностей, существующего и действующего независимо от смены его людского субстрата. В этом важное свойство акционерного общества. Чем дальше продвинется процесс обособления акционерного общества и его имущества от входящих в него людей, тем совершеннее акционерное общество, тем устойчивее его служение поставленной перед ним цели - извлечению прибыли.

Деятельность акционерного общества есть деятельность его коллектива в самом широком понимании. Этот коллектив должен быть соответствующим образом организован для определенной деятельности на основе устава. Вместе с тем он должен быть соответственно возглавлен руководящим органом управления.

В соответствии с требованием ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» структура органов акционерного общества в системе его организационных связей по общему правилу выглядит следующим образом:

Общее собрание акционеров;

Совет директоров (наблюдательный совет), который в обязательном порядке создается в обществе с числом акционеров более 50;

Исполнительный орган общества (единоличный или коллегиальный).

Общее собрание и совет директоров (наблюдательный совет) являются волеобразующими элементами управления и формирования внутренней воли акционерного общества.

Нормы Закона об АО, определяющие порядок созыва общего собрания, участия акционеров в его работе, компетенцию собрания и порядок принятия решений, позволяют этому органу нормально функционировать и выполнять все возложенные на него обязанности.

Общее собрание может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Законом об АО к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров. Более того, императивно устанавливается, что собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции (ст. 48 Закона об АО).

Российское законодательство различает две разновидности общих собраний: очередные (годовые) и внеочередные (чрезвычайные).

Сроки и форма проведения годового собрания, а также вопросы повестки дня годового собрания определены ст. 47 Закона об АО.

Годовое общее собрание акционеров должно быть проведено не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества, т.е. не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Конкретный срок проведения годового общего собрания может быть установлен уставом.

На годовом общем собрании акционеров в соответствии с п. 1 ст. 47 Закона об АО решаются вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора, утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределении его прибылей и убытков. Определенная законодательством повестка дня носит общий рекомендательный характер, поскольку годовое собрание вправе рассматривать и принимать решения и по иным вопросам. В то же время некоторые вопросы, выносимые на очередное собрание акционеров, могут рассматриваться также и на внеочередном собрании (избрание совета директоров и утверждение аудитора).

Согласно ст. 47 Закона об АО все общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными (чрезвычайными). Особенность созыва и проведения подобного собрания состоит в том, что внеочередное собрание может быть созвано не только советом директоров общества, но и ревизионной комиссией (ревизором), аудитором общества, а также акционером или акционерами, являющимися владельцами не менее чем 10% голосующих акций на дату предъявления требования о созыве. Заявление о созыве внеочередного собрания, которое исходит от акционера (акционеров), должно содержать указание на количество и категории (типы) принадлежащих ему акций для обоснования права созыва внеочередного общего собрания (п. 3 ст. 55 Закона об АО). При этом совет директоров не вправе изменить форму собрания, включая и повестку дня, если таковая указана инициаторами в заявлении о созыве общего собрания.

Наиболее важным этапом подготовки общего собрания акционеров общества является определение его повестки дня. В формировании повестки дня годового собрания вправе принимать участие все акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций (ст. 53 Закона об АО).

Совет директоров, основываясь на внесенных акционерами предложениях, утверждает повестку дня общего собрания. Утвержденная повестка дня собрания не может быть изменена ни акционерами, ни самим советом директоров, ни общим собранием акционеров в ходе собрания или при переносе собрания (ст. 49 и ст. 53 Закона об АО).

Право на участие в общем собрании акционеров предоставлено всем акционерам общества, зарегистрировавшимся в реестре акционеров на определенную дату, устанавливаемую советом директоров общества (ст. 51 Закона об АО). При этом в соответствии с Законом об АО дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней до даты проведения собрания, а в ряде случаев - более чем за 65 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

Закон об АО предусматривает две формы проведения собрания: путем совместного присутствия акционеров на общем собрании, решения на котором принимаются очным голосованием, или путем проведения заочного голосования, т.е. без совместного присутствия акционеров, также Законом допускается проведение общего собрания в смешанной форме.

Годовое общее собрание акционеров может быть проведено только в очной или смешанной форме (абз. 2 п. 1 ст. 50 Закона об АО), а внеочередное собрание - в любой форме. Порядок ведения общего собрания акционеров и принятия им решений устанавливается уставом или внутренним документом общества, утвержденным решением общего собрания (п. 5 ст. 49 Закона об АО).

Общая норма Закона об АО (ст. 58) определяет, что общее собрание акционеров считается правомочным (имеет кворум), если на момент окончания регистрации для участия в собрании зарегистрировались акционеры (их представители), которые обладают в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

Вопросы повестки дня собрания акционеров рассматриваются обычно по следующей схеме: председатель собрания объявляет о рассмотрении вопросов; предоставляется слово докладчику; выступают желающие, докладчик отвечает на различные вопросы участников собрания; проводится коллективное обсуждение; собранию предлагается проект постановления по рассматриваемому вопросу; проводится общее голосование по принимаемому вопросу и подсчет голосов; оглашаются результаты голосования.

Организационную работу по оформлению результатов общего собрания, как правило, осуществляет счетная комиссия общества. Сообщение об итогах голосования доводится до сведения акционеров общества либо непосредственно на собрании, на котором состоялось голосование, либо путем опубликования отчета о голосовании, либо путем направления данного отчета акционерам. Окончательный срок предоставления акционерам сведений о результатах собрания составляет 45 дней с даты принятия этих решений.

На основе протокола об итогах голосования не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров составляется документ, называемый протоколом общего собрания. Таким образом, принимая во внимание то, что общее собрание акционеров создает всю систему управления в акционерном обществе, в рамках санкционированного Законом локального нормотворчества обеспечивает правовую базу как для своей деятельности, так и для деятельности иных органов общества; а также на основании того, что участие в общем собрании является способом осуществления права акционера на участие в управлении обществом, мы полагаем, что общее собрание акционеров как орган управления имеет свойства, дающие основания для вывода о его своеобразном положении среди других органов управления акционерного общества.

Следующим волеобразующим элементом управления и формирования внутренней воли акционерного общества является совет директоров или наблюдательный совет общества, который избирается кумулятивным голосованием на срок до следующего годового общего собрания акционеров и осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены Законом об АО к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п. 3 ст. 66 Закона об АО).

Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества может быть определена тремя основными направлениями: самостоятельное ведение дел акционерного общества, принятие решений с обязательным учетом мнения других органов общества, осуществление контрольно-надзорных функций.

В соответствии с Законом об АО совет директоров (наблюдательный совет) вправе самостоятельно принимать решения по таким организационным вопросам, как созыв общих собраний (п. 2 - 4 ст. 65), создание филиалов и открытие представительств акционерного общества (п. 14 ст. 65), утверждение некоторых внутренних документов общества (п. 13 ст. 65), рекомендации о размере вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии, а также определение размера оплаты услуг аудитора (п. 10 ст. 65).

Совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества в области имущественных отношений Законом об АО предоставлено право самостоятельно определять денежную оценку имущества (п. 7 ст. 65), принимать решение о приобретении размещенных обществом акций, облигаций и других ценных бумаг (п. 8 ст. 65), давать рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты (п. 11 ст. 65), принимать решение об использовании резервного и иных фондов общества (п. 12 ст. 65), принимать решения о предварительном одобрении крупных сделок (п. 15 ст. 65, ст. 79) и сделок, предусмотренных гл. XI Закона об АО (п. 16 ст. 65).

Следует отметить, что вопросы, отнесенные Законом об АО и уставом к компетенции совета директоров, не могут быть переданы на решение общему собранию акционеров, т.е. вся компетенция совета директоров является исключительной. Исключение составляют лишь три вопроса. Это: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем размещения им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Эти вопросы уставом могут быть делегированы от общего собрания совету директоров.

Заседания совета директоров созываются его председателем по собственной инициативе, требованию члена (членов) совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, исполнительного органа общества, а также иных лиц, определенных уставом (ст. 68 Закона об АО). Порядок созыва и проведения заседания, а также периодичность заседаний определяются в уставе общества или его корпоративном акте - положении о совете директоров (наблюдательном совете).

Как правило, совет директоров собирается не реже одного раза в месяц. Председатель, приняв решение о созыве совета директоров, готовит повестку дня и в письменной форме уведомляет всех членов совета директоров о дате, времени и месте проведения заседания. В повестку дня заседания совета директоров общества включаются вопросы, заранее предложенные членами совета директоров, ревизионной комиссии (ревизором), аудитором, исполнительным органом общества или акционерами, владеющими в совокупности, как правило, не менее чем 2% голосующих акций (по аналогии с формированием повестки дня общего собрания акционеров).

В соответствии с п. 2 ст. 68 Закона об АО кворум для проведения заседаний совета директоров не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров. Таким образом, Закон позволяет определить конкретный кворум для проведения заседаний совета директоров в уставе общества.

Обычно принятие решений советом директоров осуществляется путем очного голосования. Однако согласно положениям п. 1 ст. 68 Закона об АО уставом может быть предусмотрена возможность заочного голосования или опроса членов совета директоров.

Все решения совета директоров отражаются в протоколе с обязательным указанием результатов голосования и хода работы. При этом требования, которые Закон предъявляет к протоколу, являются императивными (п. 4 ст. 68 Закона об АО). Протокол заседания совета директоров должен быть составлен не позднее 10 дней после проведения заседания и подписан председательствующим, который несет ответственность за правильность составления протокола. Отсутствие в протоколе хотя бы одного из реквизитов (место и время заседания, присутствующие лица, повестка дня заседания, вопросы и итоги голосования, принятые решения) лишает протокол юридической силы

Решение совета директоров (наблюдательного совета) может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе (ст. 53, 55, п. 5 ст. 68 Закона об АО), так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество.

Таким образом, к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) относятся все вопросы, отнесенные Законом об АО к его ведению. Это означает, что они не могут быть отнесены к компетенции других органов общества. Исключение составляют три вопроса: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем эмиссии им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Настоящие вопросы уставом могут быть делегированы общему собранию, совету директоров. Также уставом исполнительному органу могут быть переданы полномочия по утверждению ряда внутренних документов общества. В связи с этим можно констатировать, что четкое определение места и роли совета директоров общества как профессионального органа управления, а также правильный подбор его состава приобретают особое значение в современных условиях - при возникновении большого количества специальных вопросов для эффективного управления обществом все они должны решаться профессионалами, обладающими необходимыми знаниями и квалификацией.

Законодательство предусматривает возможность создания в акционерном обществе нескольких разновидностей исполнительных органов, причем имеется расхождение между ГК РФ и Законом об АО в отношении структуры исполнительного органа в конкретном акционерном обществе.

В соответствии с п. 3 ст. 103 ГК РФ исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Таким образом, ГК РФ допускает три возможных варианта структуры исполнительной власти в акционерном обществе: коллегиальный исполнительный орган; единоличный исполнительный орган; одновременное существование коллегиального и единоличного исполнительного органа с разделением в уставе функций.

Закон об АО ограничивает возможности общества в формировании структур исполнительной власти, допуская только два варианта-либо единоличные, либо единоличные и коллегиальные (п. 1 ст. 69). Разрешая указанное расхождение, практика отдает предпочтение Закону об АО.

В некоторых случаях совет директоров (наблюдательный совет) общества может принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (управляющей организации, управляющего) даже в том случае, если образование исполнительных органов уставом отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Единоличный исполнительный орган в разных акционерных обществах может называться по-разному (генеральный директор, директор, президент, управляющий, председатель правления и др.). В случае создания в обществе коллегиального исполнительного органа (т.е. наличия и единоличного, и коллегиального исполнительных органов) директор также осуществляет функции председателя правления (дирекции). Если же такового органа не создается, то директор становится действительно единоличным исполнительным органом, принимая на себя функции правления (дирекции).

Кандидатуру директора выдвигает либо совет директоров, либо общее собрание (п. 3 ст. 69). Но чаще всего директора утверждают еще учредители общества при его создании, включая в повестку дня учредительного собрания вопрос «Формирование органов управления».

Срок полномочий единоличного исполнительного органа общество также устанавливает самостоятельно в уставе или корпоративном акте. При этом, по нашему мнению, целесообразно установить единый срок в интервале от одного года до пяти лет (по аналогии со ст. 58 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ) .

К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (п. 2 ст. 69 Закона об АО), или переданы на решение коллегиальному исполнительному органу в рамках разграничения полномочий с последним.

Таким образом, директор акционерного общества наделяется многочисленными и важными полномочиями: 1) формирует, а также представляет на утверждение состав коллегиального исполнительного органа общества; 2) распределяет обязанности между членами коллегиального исполнительного органа; 3) организует работу, председательствует на заседаниях коллегиального исполнительного органа и обеспечивает ведение протоколов заседаний; 4) утверждает организационную, управленческую и производственно-хозяйственную структуру общества; 5) организует общую разработку, утверждает и обеспечивает реализацию программы развития персонала; 6) утверждает штатное расписание общества и должностные инструкции работников; 7) заключает трудовые договоры (контракты) с членами коллегиального исполнительного органа, должностными лицами и работниками, устанавливает должностные оклады; 8) реализует право увольнения, перевода сотрудников, применяет к ним меры поощрения и взыскания; 9) совершает от имени общества все юридически значимые действия, распоряжается имуществом, за исключением случаев, отнесенных к компетенции общего собрания; 10) в пределах своей компетенции использует средства создаваемых в обществе фондов и резервов, открывает банковские счета, является распорядителем кредитов; 11) руководит разработкой и представлением годового отчета и бухгалтерского баланса; 12) обеспечивает реализацию решений общих собраний акционеров и совета директоров, а также обязательств перед бюджетом и контрагентами по договорам; 13) устанавливает перечень сведений, которые содержат коммерческую тайну или являются конфиденциальными; 14) предъявляет от имени общества претензии к юридическим и физическим лицам, удовлетворяет предъявляемые претензии; 15) контролирует использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 16) обеспечивает создание благоприятных и безопасных условий труда работникам общества, соблюдение требований законодательства о труде; 17) обеспечивает разработку, заключение и исполнение коллективного договора; 18) обеспечивает соблюдение законности в деятельности общества; 19) организует и обеспечивает бухгалтерскую и статистическую отчетность и несет ответственность за ее достоверность; 20) издает приказы, распоряжения и другие акты, входящие в его компетенцию и обязательные для исполнения

всеми работниками; 21) решает иные вопросы руководства. Указанный перечень является примерным, поскольку конкретные полномочия директора по ведению текущих дел общества определяются различными акционерными обществами по-разному.

Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (заключает договоры / контракты, соглашения, выдает доверенности на их совершение) (п. 2 ст. 69 Закона об АО). При совершении сделок директор должен действовать исключительно в пределах своих полномочий, иначе такие сделки могут быть признаны недействительными.

В своей деятельности директор подотчетен общему собранию и совету директоров акционерного общества. Он действует на основании устава, договора и положения о директоре (генеральном директоре).

Коллегиальный исполнительный орган акционерного общества действует в соответствии с законодательством, уставом и внутренним документом общества - положением о правлении (дирекции), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений (п. 1 ст. 70 Закона об АО).

Как правило, правление состоит из директора общества, который осуществляет функции председателя данного органа, заместителей директора, исполнительных директоров, руководителей основных структурных подразделений общества, главного бухгалтера. При этом законодательство не предъявляет никаких особых требований к членам коллегиального исполнительного органа, за исключением того, что членом правления не может быть член ревизионной комиссии / ревизор (ст. 85 Закона об АО), член счетной комиссии (п. 2 ст. 56 Закона об АО) и аудитор общества (ст. 103 ГК РФ).

После утверждения состава коллегиального исполнительного органа (в порядке, установленном корпоративным актом общества) с каждым членом правления заключается договор. Срок полномочий правления законодательством не определяется, т.е. решение данного вопроса передается на усмотрение самого общества.

К основным задачам правления можно отнести: организацию управления оперативной (текущей) деятельностью общества, обеспечение реализации планов и решений общего собрания акционеров и совета директоров, выработку и осуществление хозяйственной политики общества в целях повышения прибыльности и конкурентоспособности, издание корпоративных актов управления.

Согласно ст. 70 Закона об АО проведение заседаний правления организует лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (директор), который подписывает все документы от имени общества и протоколы заседаний правления, действует без доверенности от имени общества в соответствии с решениями правления, принятыми в пределах его компетенции. Пункт 2 ст. 70 Закона об АО императивно предписывает, что на заседании правления ведется протокол.

Таким образом, в рамках данного параграфа исследования рассмотрен процесс формирования волеизъявления акционерных обществ, основной упор был сделан на изучение органов управления акционерных обществ: их правового статуса, порядка образования, компетенции, функций, организации работы. Кроме того, обзорно освещены особенности подготовки и принятия органами управления акционерных обществ корпоративных актов управления, а также исследована специфика проявления методов корпоративного управления при использовании их в управленческих отношениях.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров.

Общее собрание может быть годовым (проводимым ежегодно после окончания финансового года) и внеочередным, которое проводится по требованию указанных в законе лиц. Проведение годового собрания для общества обязательно.

Законом устанавливается исключительная компетенция общего собрания, в том числе по вопросам о внесении изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции, реорганизации и ликвидации общества, определения количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрания его членов и досрочного прекращения их полномочий; дробления и консолидации акций и другим вопросам. Исключительность компетенции означает, что решение указанных вопросов не может быть передано другим органам акционерного общества.

Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. В частности к компетенции совета директоров относятся вопросы определения приоритетных направлений деятельности общества; утверждения повестки дня общего собрания акционеров; определения даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; создания филиалов и открытие представительств общества; утверждения регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним и иные вопросы.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров. При этом если акционером может быть как физическое, так и юридическое лицо, то членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо.

Выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляются кумулятивным голосованием. Это означает, что число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров общества, и акционер вправе отдать их либо полностью за одного кандидата, либо распределить между двумя и более кандидатами.

Текущей деятельностью руководит единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор). Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.



В обществе также наряду с единоличным исполнительным органом может существовать и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). В таком случае компетенция коллегиального исполнительного органа определяется уставом общества.

Все исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Особая форма управления акционерным обществом возможна при заключении договора с управляющей компанией (управляющим). По такому договору управляющей компании или управляющему передаются полномочия единоличного исполнительного органа общества. Причем передача полномочий может быть осуществлена только по решению общего собрания акционеров.

Особенности правового положения
закрытого акционерного общества работников (народного предприятия)

Правовое положение закрытого акционерного общества работников (народного предприятия) определяется Федеральным законом от 19.07.1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (далее - Закон о народных предприятиях). К народным предприятиям могут применяться также положения о закрытых акционерных обществах, установленных Законом об акционерных обществах, если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях.

Главные особенности народных предприятий.

Создание. Народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается.

Первый этап создания - принятие решения участниками коммерческой организации о создании народного предприятия. Затем свое согласие на создание народного предприятия должны выразить работники организации (не менее чем 3/4 от численного состава). Если работники согласились с созданием народного предприятия, то между участниками организации и всеми работниками, решившими стать акционерами предприятия, заключается договор о создании народного предприятия. Среднесписочная численность работников народного предприятия не может быть ниже 51 человека, а число акционеров не может превышать 5000.

Уставный капитал формируется из выпускаемых народным предприятием обыкновенных акций. Главное жесткое условие закона - работникам народного предприятия должно принадлежать более 75% акций народного предприятия. Если по истечении максимум десятого финансового года данное условие не будет выполнено, предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке.

Законом установлены ограничения также и на владение и распоряжение акциями народного предприятия. Одно лицо не может владеть более 5% акций народного предприятия. В случае превышения лимита акции подлежат выкупу народным предприятием по номинальной стоимости. Особенность правового положения народного предприятия заключается также и в том, что акционер-работник в случае его увольнения с предприятия обязан продать свои акции народному предприятию по выкупной цене. Если это разрешено уставом, уволившийся работник может продать свои акции работникам народного предприятия по договорной цене.

В любом случае акции, принадлежащие как работнику (в том числе и уволившемуся), так и находящиеся на балансе народного предприятия не могут быть проданы генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии.

Управление. Органами управления народного предприятия являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет, генеральный директор.

Законом о народных предприятиях предусмотрена исключительная компетенция общего собрания акционеров. Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции, не могут быть переданы на разрешение другим органам народного предприятия. Особенностью проведения общего собрания народного предприятия является возможность установления голосования по принципу "один акционер - один голос", в отличие от классического "одна акция - один голос". При этом в законе дан перечень наиболее важных вопросов, решение по которым принимается исключительно по принципу "один акционер - один голос".

Общее руководство предприятием осуществляется наблюдательным советом общества, который выбирается общим собранием акционеров сроком на три года. При этом председателем наблюдательного совета по должности является генеральный директор народного предприятия. Генеральный директор народного предприятия осуществляет текущее руководство деятельностью общества. Он избирается решением общего собрания акционеров не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия формируется ревизионная (контрольная) комиссия.

Как устроены и функционируют органы управления в акционерном обществе?

Система, направленная на возможность каждого владельца ценных бумаг лично принять участие в управлении компанией.

Отличительной чертой акционерного общества (к примеру, ), как юридического лица, является не только уставный капитал, разделенный на акции, но и возможность для их владельцев принимать непосредственное участие в делах компании через специальные органы управления.

Такая модель корпоративного самоуправления была перенесена в Российское законодательство с запада, как и сама конструкция подобного юридического лица.

Главной отличительной чертой такой модели является возможность акционеров самостоятельно выбрать наиболее отвечающую их интересам структуру управления АО в рамках, предложенных законом.

Рассмотрим, как это реализовано на практике.

Акционерное общество - объединение частных капиталов

Акционерное общество – это один из видов коммерческих организаций.

Следовательно, главной целью деятельности и основным направлением усилий органов управления АО будет извлечение прибыли за счет ведения заявленной в учредительных документах деятельности.

Однако, прежде чем компания начнет приносить , необходимы определенные финансовые вложения.

Для этого уставный капитал разделяется на достаточно большое число долей – акций (к примеру, или ).

Каждая из них является ценной бумагой, удостоверяющей право владельца требовать от компании исполнения определенных обязательств.

Акции распределяются, как только между «своими», так свободно продаваются всем желающим.

Владельцы акций становятся участниками акционерного общества и, объединяя свои капиталы, формируют его уставный капитал.

Благодаря тому, что уставный капитал дробится на акции, которые имеют свободное обращение на рынке ценных бумаг, акционерное общество может в любой момент привлечь практически неограниченный капитал для реализации крупных проектов.

Взамен каждый участник, внесший свой вклад, получает право на часть заработанной компанией прибыли в виде , возможность участвовать в принятии управленческих решений, а также может претендовать на получение определенной части оставшегося после прекращения экономической деятельности АО имущества.

В обязанности акционера входит также уплата с полученных доходов.

Вкладывая средства в акции различных компаний, участники рискуют потерять только уплаченные за них средства.

Если управление оказалось неэффективным и общество разорилось, акционеры не отвечают по его долгам и не несут совместно с ним убытков.

Одновременно и само акционерное общество не зависит от состава своих участников и не требует их непременного участия в делах и принятии решений.

За исключением тех случаев, когда они участвуют в работе высшего органа управления, акционерным обществом или избираются в исполнительные или ревизионные органы.

Что говорит закон

Определение акционерного общества, как одной из форм существования коммерческих юридических лиц, закреплено в ст. 96 ГК РФ .

Согласно этому нормативному акту, возможны два основных вида АО – публичное и непубличное, пришедшие на смену открытому (ОАО) и закрытому (ЗАО) обществам.

Нормами Гражданского кодекса устанавливаются также:

  • порядок создания АО (ст. 97);
  • правила изменения размера уставного капитал в большую и меньшую сторону (ст. 99-101);
  • ограничения на эмиссию акций и выплату акционерам дивидендов (ст. 102);
  • правила проведения внешнего аудита (ст. 103) и пр.

Детально же все аспекты деятельности акционерного общества и его органов управления изложены в специальном нормативном акте.

Основные схемы в управлении

Согласно закону, в акционерном обществе функционируют следующие органы управления:

  • собрание всех его акционеров - главный «законодательный орган»;
  • наблюдательный совет (совет директоров), отвечающий за стратегию развития;
  • правление, реализующее стратегические планы;
  • генеральный директор, единолично управляющий всеми текущими делами;
  • ревизионная комиссия или ревизор, проверяющие состояние финансов.

У акционеров, через высший орган управления акционерным обществом, есть возможность выбрать подходящую комбинацию из представленных звеньев.

При необходимости, например, в случае расширения бизнеса или смене направления развития, структура управления может быть изменена на более отвечающую потребностям компании в данный момент.
Принято выделять четыре основных модели управленческой структуры ОА.

В каждой из них есть два непременных элемента: общее собрание, как наделенный высшей властью обществе орган и единоличный исполнительный орган (гендиректор), действующий от имени компании во всех сферах общественных отношений.

Контролирующий орган (ревизор) в систему управления обычно не включается, а существует как бы параллельно.

Но он также является обязательным для любого АО органом.

Полная трехступенчатая система управления.

Она наиболее универсальна и подходит для любого общества, но наиболее предпочтительной будет для крупных компаний с большим числом акционеров.

Использование подобной структуры позволяет акционерам контролировать деятельность исполнительных органов и оказывать влияние на принятие важных стратегических решений.

Система включает три уровня. Схематически это будет выглядеть так:

От предыдущей ее отличает отсутствие коллегиального исполнительного органа.

Все управление текущей деятельностью осуществляет генеральный директор, влияние которого в совете директоров тем самым существенно возрастает.

Такая модель применима во всех АО. Устав компании может содержать положения, согласно которым в Совет директоров выбирается из числа самых крупных акционеров.

В таком случае они получают практически полный контроль за деятельностью единоличного исполнительного органа.

Схематически данную модель можно представить следующим образом

В непубличных акционерных обществах, обладающих солидным капиталом и оборотом, чаще всего реализуется модель управления, из которой исключается наблюдательный совет (Совет директоров).

В результате остается высший орган управления акционерным обществом, а также оба исполнительных органа: и правление, и единоличный генеральный директор, которые и определяют направление развития компании.

Для небольших компаний, число акционеров, в которых не превышает 50, а большая часть акция сосредоточена в руках одного из них, выгодна модель, включающая всего два элемента системы управления: общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган (генерального директора).

Такой подход позволит сосредоточить оперативное руководство всеми сферами текущей деятельностью у наиболее заинтересованного в процветании компании участника.

Собрание же в таком случае будет определять лишь основные направления развития.

Главный орган управления АО

Общее собрание акционеров - это высший орган управления любым акционерным обществом. Осуществляется такое управление опосредованно.

Акционеры не уполномочены принимать решения, касающиеся текущей деятельности компании.

Компетенции всех органов управления в акционерных обществах изложены в Законе.

В ст. 48 названы вопросы, рассмотрение которых передается общему собранию. Среди них:

  • предстоящая ликвидация общества или его реорганизация;
  • внесение тех или иных изменений в устав и их утверждение;
  • избрание других управляющих органов и ревизоров;
  • определение числа и стоимости вновь выпускаемых акций;
  • изменения уставного капитала в ту или иную сторону;
  • выплата дивидендов акционерам по итогам определенного в уставе периода;
  • утверждение годовых и ;
  • одобрение или неодобрение крупных сделок;
  • распределение полученной компанией прибыли и др.

Перепоручить принятие решений по этим пунктам, например, правлению, закон прямо запрещает.

В то же время и общее собрание не уполномочено отменять или требовать скорректировать решения, уже принятые прочими органами управления.

Это правило действует и в отношении тех вопросов, которые закон относит к совместной компетенции.

Общее собрание выносит по ним решение в том случае, когда нижестоящий орган не смог этого сделать.

Как правило, собираются акционеры раз в год, по результатам очередного финансового года, но при необходимости собрание может быть и внеочередным.

Проведение общего собрания достаточно сложная и длительная процедура, детально урегулированная положениями Закона.

Акционеры принимают активное участие не только в голосовании на таком собрании, но и в формировании его повестки. Для этого они направляют письменные предложения.

Но, для того, чтобы такое обращение было рассмотрено, акционер должен владеть не менее, чем 2% голосующих акций (то есть, не быть ).

Число акций у владельца имеет значение и при голосовании по вопросам повестки собрания. Здесь действует принцип «1 акция – 1 голос».