Уборка снега во дворах домов: на ком лежит обязанность. Куда жаловаться на неубранный снег и сосульки Снег не убран

«Сегодня в Москве выпало рекордное количество осадков за всю зиму. Город сконцентрировал всю необходимую технику для уборки снега. Привлечены дополнительные силы. Для полной ликвидации последствий снегопада понадобится несколько суток. Но уже в ближайшие часы ситуация на основных магистралях города будет стабилизирована», - изрек утром 2 марта 2016 года. Это произошло после того, как Москва встала в 9-балльных заторах после ночного циклона, навалившего 20-сантиметровый слой снега по всему городу - 70% месячной нормы. Метеорологи утверждают, что последний раз в истории наблюдений катаклизм аналогичной мощности наблюдался в Москве 80 лет назад.

А чуть ранее заммэра столицы и благоустройства Петр Бирюков рассказывал, что на борьбу со снегом выведено 15 500 единиц техники и работы ведутся круглосуточно. Москвичи же, идя на работу, увидели совершенно иную картину. Во дворовых проездах, где еще вчера вечером чернел асфальт - снежный накат 7-10-сантиметровой толщины. Припаркованные машины еще с ночи завалены снежными отвалами - после прохода последнего трактора. На улицах уборочная техника еще ранним утром сложила снег с дороги на крайние правые полосы и на этом успокоилась. И совершенно непонятно, где и с каким снегом ведут непрерывную борьбу 15,5 тысяч виртуальных бирюковско-собянинских уборочных единиц.


Можно, конечно, допустить, что стройные колонны оранжевых КамАЗов со щетками и снежными плугами непрерывно утюжат именно те вылетные магистрали, где нас в данный момент нет. Но куда разом «сконцентрировались» привычно рычащие по утрам уборочные трактора из наших дворов? Народная примета гласит: если ты зимним утром слышишь за окном трактор, значит ночью снег если и был, то небольшой. Тишина же , означает, что уборочная техника благоразумно отсиживается в безопасном месте, поскольку осадков выпало действительно много. Заявление же , о нескольких сутках, в течение произойдет ликвидация последствий снегопада, нужно воспринимать следующим образом.

Судя по прогнозу погоды, в Москву пришла мощная оттепель - в течение, как минимум, недели столбик термометра будет находиться выше нулевой отметки даже ночью. За это время весь свежевыпавший снег гарантированно растает сам собой. Таким образом последствия снегопада будут ликвидированы. А столичные власти «возьмут с полки пирожок» за беззаветную борьбу со стихией. Главное теперь, чтобы ливневая канализация города не захлебнулась.

А если по хорошему, то людям с таким «профессионализмом» доверять управление столицей нельзя, в лучшем случае - поручить оленей пасти. Да и то рискованно.

В минувшие выходные в Москве выпало рекордное количество снега. Если уборкой автодорог городские власти еще худо-бедно занимаются, то большинство дворов так до сих пор и остается нерасчищенными. Дворники все как один улетучились в неизвестном направлении. Зато грандиозные сугробы остались…

— Где дворники? Пройти нереально! Снег не убирают совсем! Пожилые люди будут ломать ноги. Хотели организовать субботник, но не найти лопаты. В снегу практически утонули!!!

— Снег не чистят вообще! У нас не тротуар, а народная тропа. С одной стороны сугроб, с другой машины в сугробе. Продирайся как хочешь.

— Куда смотрят коммунальщики? У нас еще январский снег не вывезен — лежат огромные кучи посреди двора. Выехать невозможно. А тут новый снегопад — теперь, видимо, до весны лежать будет…

Район Митино. Во дворах огромные сугробы. Владельцы машин, матерясь, пытаются освободить свои машины из снежного плена. Многие махнули на это дело рукой, видимо, надеясь на приход оттепели. Люди пробираются к остановкам по «козьим тропкам», ругая и неповоротливые столичные власти, и все циклоны с антициклонами вместе взятые.

А в это время, заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков заявляет, что в Москве работают 17 тыс. единиц уборочной техники и 80 тыс. человек. При этом сообщает , что на вывоз выпавшего в метель снега потребовался бы железнодорожный состав длиной с экватор Земли…

После этих бодрых слов москвичи поняли, что помощи им, похоже, не дождаться и теперь самостоятельно пытаются ликвидировать последствия снегопада. В интернете даже возник стихийный флешмоб — тех, кто не дожидаясь помощи городских служб, самостоятельно встал на борьбу со снегом. Жители размещают фото на фоне сугробов и стандартную шутку: «Сэкономил на спортивном зале».

Мария, жительница района Сокол: «Просто нужно было это сделать! Накануне мой муж отчищал проход к подъезду. Коммунальные службы так и не добрались до нашего двора, а наши соседи не занимаются такими вещами. Я была недовольна, поэтому мы с сыном вышли и покидали снег».

Елена, жительница района Аэропорт: «Почти все автомобилисты двора, у кого есть лопата и силы, очищая свою машину, заодно очистили еще и какие-то куски двора, тропинки и площадки перед подъездом. То, что у нас не самые удачные управленцы городом и районом, не означает, что я буду меньше любить то место, где живу. Можно полтора часа названивать по всем инстанциям и с пеной у рта требовать уборки, а можно выйти и сделать».

Кстати, найти лопаты для расчистки снега — сейчас в Москве тоже большая проблема. Представители известного сайта объявлений заявили журналистам, что спрос на лопаты увеличился на 146%, а средняя цена на них поднялась до 3 тысяч рублей. Кроме того, появились предложения откопать автомобиль из сугроба. Стоимость услуги — от 500 до 1,5 тыс. руб.

Но куда все-таки исчезли московские дворники?

— Дворников забирают на стратегически важные объекты, такие как аэропорты, чтоб там убрать в первую очередь, поэтому во дворах их не всегда можно обнаружить, — говорит Дмитрий Михайлов, директор информационно-правового центра «Миграция и закон». — Проблема еще и в том, что количество дворников — именно фактических работников, а не юридически оформленных — не соответствует тем погодным условиям, с которыми столкнулась Москва.

«СП»: — Почему?

— Сфера ЖКХ погрязла в коррупции. Фактически на каждом участке оформлено больше дворников, чем работает на самом деле — очень много мертвых душ. Об этом вам расскажет каждый дворник. Ту площадь, которую должны убирать 2−3 человека, убирает один. Оформлены люди, которых они никогда не видели и которым при этом начисляется зарплата. Эта проблема и породила нехватку рабочих рук и парализацию многих объектов.

«СП»: — Получается, коммунальное начальство оформляет дворниками родственников?

— Неизвестно кого! А у тех, кто работает, зарплаты очень маленькие — в районе 20 тысяч рублей. Плюс их сильно штрафуют. Они, не зная российского законодательства, (ведь, это, как правило, трудовые мигранты) постоянно подвергаются необоснованным взысканиям со стороны руководства. И их заработок падает еще на несколько тысяч рублей. А объектов на них возложено гораздо больше, чем положено…

А в Москве синоптики опять обещают снег.

На этой неделе Москву засыпало снегом. Я несколько дней подряд снимал уборку и узнал много нового про коммунальные службы и их работу. А еще я узнал, что наш народ всегда недоволен. Если снег не убирают - недоволен, если убирают - недоволен. Если посыпают реагентом - недоволен. Не посыпают реагентом - все равно недоволен. Проще всего запретить снегу выпадать на улицах города)

В этом репортаже я покажу как убирают основные магистрали Москвы и расскажу, почему их посыпают реагентом.

1. Во второй половине вторника в Москве начался шикарный снегопад. Еще с утра по радио я каждый час слышал предупреждения о грядущей стихии, что снега выпадет очень много, и что лучше сегодня передвигаться на метро. Даже в аэропортах из-за приближающегося фронта заранее были отменены десятки рейсов. Так что говорить, что снег выпал внезапно, нельзя)

2. Я собирался снять "прометание" основных улиц вокруг Кремля, которое было назначено на девять вечера и осуществлялось силами ГБУ "Автомобильные дороги". Прометание - это глобальное действие, когда перекрываются улицы, и снегоуборочная техника идет сплошной стеной в несколько рядов.

Я решил приехать в центр пораньше и прогуляться по Красной Площади. Там дул такой лютый ветер, что свалил штатив с камерой (благо в сугроб). Глаза резал снег. Я сразу вспомнил ветер в .

3. Но вернемся к уборке улиц. Многих интересует вопрос: зачем нужно чистить улицы до асфальта и посыпать город реагентами, если в стране в большинстве городов снег просто укатывают? Я задал этот вопрос коммунальщикам.

1. Москва - перегруженный транспортом город, и если убрать всю разметку с дорог (или засыпать ее снегом, что одно и тоже), то по городу будет невозможно передвигаться. Если говорить про небольшие улицы, то там еще можно будет как-то справиться, но представьте 8-10 полосные шоссе, большие площади без разметки... Наступит хаос.

2. Снежное покрытие улиц не позволит держать скоростной режим, установленный знаками и правилами ПДД. То есть на зиму нужно будет менять все знаки, уменьшая скоростной режим. Иначе снежное покрытие не обеспечит безопасного торможения перед перекрестками, переходами и т. д.

3. Если в Сибири зима с минусовой температурой обычно приходит один раз и надолго, то в Москве за один день может быть несколько переходов температуры через ноль. И еще утренний укатанный снег может быстро превратиться в накатанный лед.

4. Поэтому улицы Москвы очищают до "летнего состояния", то есть до асфальта. Но это не значит, что можно экономить на зимней резине и кататься на лете)

С началом снегопада в первую очередь обрабатываются противогололедными средствами наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц - крутые спуски, повороты и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках общественного пассажирского транспорта. В каждой дорожно-эксплуатационной организации есть перечень участков улиц, требующих первоочередной обработки противогололедными средствами при обнаружении гололеда. После обработки наиболее опасных для движения транспорта участков приступают к обработке всех остальных улиц города.

5. Но случаются суперснегопады. Когда меньше чем за час выпадает несколько сантиметров белого, пушистого снега. И тогда город традиционно встает. Особенно сложно проводить прометание в часы пик, когда улицы забиты автомобилями. Водители ворчат, что улицы не чистят - а техника просто физически не может успеть отработать свои отведенные участки, стоя в пробках. Нужно запретить снег и пробки!

6. Коммунальные службы заранее (до 1 октября) подготавливают необходимое количество техники для работ по уборке снега. Также заранее подготавливаются места для приема снега - снегосвалки и снегоплавильные камеры.

7. К работам по уборке и вывозу снега с дорог коммунальные службы должны приступать тогда, когда слой его составит 3 сантиметра (это я вычитал в интернете). Если же снегопад происходит ночью, то очистка основных магистралей и дорог должна быть закончена к 8 часам утра. Если в это время снег продолжает идти, уборка подведомственных территорий должна проводиться непрерывно.

8. Уборка широких улиц производится целым взводом снегоочистительной техники. Вначале "полуклином" идут плужнощеточные автомобили, которые формируют снежный вал к лотковой части дороги (сгребают весь снег к бортовому камню). Дальше идет ряд или два автомобилей, рассыпающих реагент. Уже позже, собранный по краям проезжей части снег собирают погрузчиками в кучи и загружают в самосвалы.

10. На автомагистралях количество автомобилей с плугом может достигать десяти и более штук. Выглядит этот парад торжественно, чего не скажут водители, которые вынуждены ехать за колонной техники со скоростью 40 км/ч вместо привычных 60-80.

Зачем чистить основные улицы в час пик? Тот же МКАД, который ползет 30-40 км/ч из-за того, что впереди идет колонна техники?

Ответ простой. Лучше проползти сейчас за снегоочистителями, чем через полчаса встать в глухую пробку из-за аварий.

11. Существуют согласованные департаментом ЖКХ технологические карты (маршруты) движения спецтехники. Для безопасного движения во время проведения уборочных работ, подобные колонны сопровождаются нарядом ДПС, который замыкает колонну и в нужные моменты перекрывает движение для очистки больших площадей или для разворота колонны.

13. Есть один сценарий, при котором выпавший снег не убирают с дорог. Как это случилось именно во вторник, когда очередное прометание, назначенное на девять вечера было перенесено на два часа позже. Причиной тому стал ледяной дождь, который предсказали синоптики, и который действительно потом пошел вместо снега. И если бы городские службы очистили дороги до асфальта в девять вечера, то к десяти часам чистый асфальт покрылся бы слоем льда.

Но мало кто из водителей мог знать о такой тактике, и наверняка просто матерился, сидя за рулем и буксуя в снежной каше.

14. Чебурашка)

15. Уборка Лубянской площади.

16. Площадь очистили минут за пять максимум. Движение на это время было перекрыто.

18. Говорят, что в крупных европейских городах также применяются реагенты. В Москве используется реагент КР-2. Смесь мраморной крошки и натрийхлора. В отличии от гранитной крошки, которую пробовали в качестве эксперимента использовать несколько лет назад, мраморная намокая, растворяется и не забивает ливневку.

19. Именно поэтому на наших тротуарах после снегопада появляется наш знаменитый "московский гель".

20. "Золотые ручки" в работе. Так коммунальщики называют лаповый снегопогрузчик. Он загружает снег, который недавно сгребли с проезжей части, в самосвалы.

22. Дальше самосвалы вывозят снег к снегоплавильным пунктам или снегосвалкам. Существуют стационарные и мобильные снегоплавильные пункты. Стационарные обычно размещаются над большими коллекторами канализации и существуют круглый год (летом просто отдыхают). Снег через специальные дробилки и решетки просто сбрасывается в поток воды, и дальше попадают на очистные сооружения.

23. Мобильные снегоплавилки расчехляют только во времена таких снегопадов, как были на этой неделе.

24. Это полностью автономные станции, которые сжигают довольно большое количество солярки, около 400 литров в час.

25. Расплавленный снег также сбрасывается в канализацию. Использование мобильных снегоплавилок позволяет разгрузить стационарные и ликвидировать огромные очереди самосвалов на разгрузку снега, снизить перепробеги техники, тем самым повысить эффективность вывоза снега.

26. Собственно вот так и собирают снег с наших дорог. Про тротуары расскажу когда-нибудь в следующий раз, когда буду собирать тротуарный фотобанк)

27. Огромная благодарность всем сотрудникам ГБУ "Автомобильные дороги" с которыми мне довелось поработать в эти снежные деньки. И вообще большое спасибо всем коммунальщикам, которые хорошо или плохо (вам судить) убирают снег с наших улиц.

Все фотографии, представленные в этом репортаже, принадлежат